Пятница, 29.03.2024, 18:38
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » В помощь педагогу » Игры для детей

игры на развитие речи и слуха

Развитие слухового внимания

 

Игра «Отгадай, что звучит» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш,

звенит бубен и т.д.)

Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит за ширмой.

Звуки должны быть ясные и контрастные.

 

Игра «О чём говорит улица?»

 

Игра «Разговор шёпотом»

Выполнение инструкции, произнесённой на расстоянии 2-3 метра от ребёнка.

 

Игра «Кто позвал», «Кто сказал «мяу»?

 

Игра: «Послушай, повтори»

Ребёнок должен хлопнуть столько раз, сколько взрослый стукнет.

 

Игра «Где позвонили?»

Ребёнок с закрытыми глазами показывает рукой направление.

 

Игра «Дятел»

Отстукивание ритма.

 

Игра «Угадай, кто это?»

Дети стоят в кругу, водящий с завязанными глазами – в центре.

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Ребёнок, на которого покажет водящий, произносит «Ква-ква-ква»,

водящий определяет, кто «лягушка».

 

Игра «Внимательные ушки»

Ребёнок с завязанными глазами хлопает на определённый звук, слог, слово.

 

Игра «Подними флажок»

Используются флажки красного, синего и зелёного цветов.

 

Игра «Где спрятался звук?» (определения места звука в слове: начало,

середина, конец слова).

Использовать для наглядности паровозик с вагончиками, строй детей.

Выстроить ряд детей из 3-х человек. Взрослый показывает картинку, ребёнок забирает соответственно «свою».

 

Игра «Кто больше?»

Называть картинки с заданным звуком.

 

Игра «Убежал звук» (.пельсин, .нанас)

 

Игра «Картинке – своё место»

Разложить картинки к своему вагончику, в зависимости от места звука в слове.

 

Игра «Найди свою букву»

Картинки раскладываются в зависимости от первого звука в слове.

 

Игра «Построй пирамидку»

Необходим рисунок пирамиды, состоящей из квадратов. В нижней части

каждого — кармашки для вкладывания картинок, внизу – 5-6 квадратов,

вверх количество квадратов уменьшается.

Пирамидку можно использовать для определения длинного слова и

короткого, для определения количества слогов.

 

Игра «Волшебный паровозик»

Используется для:

- определения места звука в слове

- дифференциации твёрдости-мягкости согласных (вагончики красного, синего, зелёного цветов)

- закрепления образа букв

 

Игра «Кубик»

Бросается кубик с точками – сколько точек выпало, из стольких звуков ребёнок придумывает слово или находит картинку.

 

Игра «Угадай, кто идет»

Цель:

Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.

Подготовительная работа:  

Педагог готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.

Краткое описание:

Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли. Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

Методические указания.

Менять темп звучания бубна надо не более 4 - 5 раз.

 

Игра «Угадай, что делать»

Цель:  

Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Подготовительная работа: 

Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

Методические указания: 

Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

 

Игра «Угадай, что делают»

Цель:  

Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа: 

Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.

Краткое описание:

Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.

Методические указания: 

Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.

 

Игра «Угадай, на чем играю»

Цель:

Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа.

Педагог подбирает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, органчик и др.

Краткое описание:

Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.

Методические указания: 

Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует повторять 5-7 раз.

 

Игра «Где позвонили?»

Цель:  

Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа:  

Взрослый готовит звоночек.

Краткое описание:

Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Краткое описание:

Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий                     поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

 

Игра «Угадай, кто кричит»

Цель:   

Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа:    

Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Краткое описание:

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым,  ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания: 

Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

 

Игра «Солнце или дождик?»

Цель:

Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Краткое описание:

Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть   бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания: 

Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4

раза.

 

Развитие силы голоса

 

Игра «Дует ветер»

Цель.

Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.

Подготовительная работа.

Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, ка-чающий травку, цветы. На другой - сильный ветер, качающий ветви деревьев.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру.

Методические указания.

Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

 

Игра «Эхо»

Цель:

Воспитание умения пользоваться тихим и громким голосом. Учить детей говорить громко и тихо.

Подготовительная работа: 

Педагог подбирает картинку «Дети заблудились в лесу».

Краткое описание:

Дети делятся на 2 группы. Одна изображает детей, которые заблудились в лесу, другая - эхо. Каждая группа располагается в разных углах комнаты. Дети, которые заблудились в лесу, громко зовут по имени детей другой подгруппы; «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники игры меняются ролями.

Методические указания: 

Следить, чтобы дети после называния имени выдерживали паузу, давая возможность «эху» повторить их слова.

 

Игра «Кот и мыши»

Цель:

Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа:  

Приготовить шапочки с изображением кота. Разучить с детьми, текст стихотворения.

Краткое описание:

Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:

«Тише, мыши.

Тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.             

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!»

Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные,  становятся котами.

Методические указания: 

Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.

 

Игра «Гудок»

Цель:

Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому. Выработка умения регулировать силу голоса.

Подготовительная работа: 

Подготовить картинку с изображением паровоза.

Краткое описание:

Дети становятся в один ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают.

Методические указания: 

Сначала упражнение показывает сам педагог, затем он вызывает двух детей, которые изображают гудок вместе с ним. Остальные дети делают только движения руками. Потом в игре принимает участие вся группа.

 

Игра «Вьюга»

Цель:

Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому. Изменение силы голоса.

Подготовительная работа: 

Подобрать картинку, на которой изображена вьюга.

Краткое описание:

Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в зимний вечер. По сигналу педагога «вьюга начинается» дети тихо говорят: «ууу...»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорят: «ууу...»; по сигналу «вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» замолкают.

Методические указания: 

Желательно, чтобы дети на одном выдохе произносили звук у тихо, затем громко и снова тихо, поэтому взрослый быстро сменяет один сигнал другим.

 

Игра «Громко — тихо»

Цель:  

Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа: 

Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Краткое описание:

Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания:  

В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

 

Игра «Не разбуди Катю»

Цель:  

Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа.

Взрослый приготавливает куклу, с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например

кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.

Краткое описание:

Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.

Методические указания: 

Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.

 

Игра «Идите с нами играть»

Цель:  

Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Подготовительная работа: 

Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним.  Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

Методические указания: 

Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

 

Развитие правильного звукопроизношения

 

Рассказ «Песня-песенка»

Цель:

Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.

Подготовительная работа: 

Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем даны. Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.

- Теперь ты, петушок, пой!

- Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.

- Ты спой, Мурка!

- Мяу, мяу, - спела кошка.

- Твоя очередь, уточка!

- Кря-кря-кря, - затянула утка.

- И ты. Мишка!

- Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь.

- Ты, лягушка, спой!

- Ква-ква-квак-к-к! - проквакала квакушка.

- А ты, кукла, что споешь?

- Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!

Методические указания.

Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.

 

Игра «Поспешили - насмешили»

Цель:

Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.

Краткое описание:

Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква  к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи  пироги у вас вкусны,

говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Методические указания: 

Следует сопровождать рассказывание сказки показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.

 

Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?»

Цель:

Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

Подготовительная работа.

Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-муррр!

Пугаю кур.

Ам-ам!

Кто там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-у!

Молока кому?

Методические указания.

Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки.

 

Развитие речевого дыхания

 

Игра «Когда это бывает?»

Цель:

Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из четырех слов. Развитие плавного речевого выдоха.

Подготовительная работа: 

Подобрать сюжетные картинки (по числу детей) с изображением различных признаков времен года. (Раздаточный материал можно взять из лото «Времена года» или подобрать самим из различных книг и журналов.)

Краткое описание:

Педагог вешает на доску картины, изображающие четыре времени года. Снизу к каждой картине прикреплен бумажный карман, в который можно класть маленькие картинки, отражающие различные приметы того или другого времени года («Дети лепят снежную бабу», «Мальчики вешают скворечники», «Девочки собирают букеты цветов», «С деревьев опадают желтые листья» и т. д.).

Педагог по очереди вызывает детей, дает им по одной картинке. Ребенок подходит к столу, показывает всем свою картинку и отвечает на вопрос, поставленный воспитателем, например: «Когда купаются дети в реке?» («Дети купаются в реке летом».) Дав полный ответ, он кладет картинку в карман большой картины, на которой изображено соответствующее время года.

Методические указания: 

До начала игры воспитатель объясняет детям, что не следует говорить отрывисто, делая остановки после каждого слова. Если ребенок не может дать полного ответа на вопрос воспитателя или речь его отрывиста, педагог предлагает образец правильной речи, а затем повторяет ответ вместе с ребенком.

 

Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Цель:  

Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.

Подготовительная работа: 

Педагог заготавливает стеклянные пузырьки (по количеству детей) высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см, делает на них наклейки с именами детей.

Краткое описание:

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Методические указания: 

Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался  края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

 

Игра «Подбери по цвету»

Цель:  

Учить детей слитно произносить фразу из двух-трех слов. Выработка плавного речевого выдоха.

Подготовительная работа: 

Подобрать предметные картинки основных цветов и делает из картона кубики тех же цветов без одной грани.

Краткое описание:

Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубик, педагог говорит: «У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда». Дети выходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывают в этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики.

Методические указания: 

Следить, чтобы дети говорили слова слитно, на одном выдохе.

 

Игра «Бабочка, лети!»

Цель:

Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа:  

Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Краткое описание:

Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Методические указания:  

Игру повторяют несколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

 

Игра «Чья птичка дальше улетит?»

Цель:

Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного,  направленного ротового выдоха.

Подготовительная работа:  

Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.

Краткое описание:

На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив  птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

Методические указания: 

Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

 

Игра «Определи место игрушки»

Цель:

Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти-шести слов. Развитие длительного речевого выдоха.

Подготовительная работа: 

Взрослый подбирает различные игрушки, хорошо знакомые детям.

Краткое описание:

Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки (машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.). Вызывая ребенка, он спрашивает: «Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов взрослый меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры можно по одной заменять игрушки другими.

Методические указания: 

Проводя игру, педагог следит, чтобы дети говорили неторопливо, не отделяя большими паузами одно слово от другого. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой».

Читать далее...

 

Категория: Игры для детей | Добавил: Вьюнок (06.01.2016)
Просмотров: 2695 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: