Воскресенье, 28.04.2024, 02:56
Приветствую Вас, Гость

Коррекционно - развивающая программа "Юный экскурсовод"

Пояснительная записка

 

Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый педагог задумывается об этом. Ведь будущее закладывается именно сегодня.

Наша задача - заложить в детях предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны такие качества, как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро. Бесспорно, что человек, обладающий такими качествами, умеющий вести не только бытовой ситуативный разговор, но и организовывать содержательное общение, будет успешным в учебе, в профессиональной деятельности и в личной жизни. А основой формирования этих качеств является развитие познавательного интереса к различным областям знаний, к окружающему миру, желанию познать и освоить все новое в разных видах деятельности. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов – это последовательность связанных друг с другом мыслей, развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно. Умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, которые выражены точными словами в грамматически правильно построенных предложениях – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах, раскрывает в ребенке его одаренность. Ребенок овладевает речью как средством общения и приобретения знаний, как видом деятельности. По мере взросления у него развивается потребность в общении, которая не является врожденной, формируется в практике взаимодействия ребенка с окружающими.

Особые сложности в плане речевого общения имеют дети с ОНР. Это проявляется в несформированности речевого компонента, включая звукопроизносительную сторону речи, лексико-грамматический строй, связную монологическую речь и в неумении применять данные средства на практике. У детей с нарушением речи отмечается склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному, они упрямы, нерешительны, малообщительны, молчаливы, очень чувствительны. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Поэтому проблемы обучения для них в новых условиях значительно возрастают, так как серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими. Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в классе. Чаще всего дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха, поэтому чаще всего попадают в категорию отверженных, «непринятых» и «изолированных» детей. Вследствие всего перечисленного страдает и самооценка ребенка.

Самооценка является ядром самосознания, так же как и связанный с самооценкой уровень притязаний. Самооценка и уровень притязаний ребенка оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведения в целом. У детей с нарушениями речи обычно заниженная самооценка. Дети с заниженной самооценкой не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, замыкаются в себе, очень редко обращаются к старшим, стесняются и избегают контактов с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно, старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Таким образом, комплекс нарушений речевого, эмоционально-личностного и когнитивного развития у детей препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции в коллективе сверстников

Изучением недоразвития речи современных детей занимаются ученые различных областей науки: языкознания, лингвистики, психологии, коррекционной педагогики.

В настоящее время определены всевозможные пути формирования у дошкольников языковых средств и подготовку к адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы. Однако при достаточно полном теоретическом изучении этот вопрос все-таки еще не получил достаточно практического осмысления. (Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2011.)

Педагогическая практика пока недостаточно обеспечена программными и методическими материалами, утвержденными и рекомендованными Министерством образования и науки РФ, которые необходимы для решения организационно-методических вопросов, связанных с подготовкой детей с ОНР к обучению в школе.

Актуальность программы. Традиционно система коррекционной помощи дошкольникам осуществляется комплексно и направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения. Работа по формированию лексики заключается в том, чтобы дети с ОНР овладели названиями основных понятий, предметов и явлений окружающей нас действительности, научились пользоваться наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями в повседневной языковой практике. Но мало уделяется внимания эмоционально-экспрессивной лексике, которая является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету, высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний. Дети с ОНР пользуются в основном общеизвестными, наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями.

Когда ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими. Полноценное общение предполагает не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность, готовы к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Для ребенка главное - это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания, умение грамотно строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт с собеседником. Безусловно, не из всякого ребенка можно вырастить «говорунка» (термин В.В. Зеленского), но сформировать способности к точному высказыванию своих мыслей, полноценному участию в беседе и многому другому все-таки можно. Детский сад - первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Поэтому в детском саду, необходимо всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать умение вести диалог друг с другом, повышать его самооценку. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Это особый лексический пласт, который наиболее близок детям, который помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей.

Изучению особенностей лексики дошкольников с нарушением речи придается большое значение (Н.С.Жукова, 1994; Р.Е.Левина, 1986; Л.Ф.Спирова, 1980; Т.Б.Филичева; Г.В.Чиркина, 1999 и др.). Развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления (Л.С.Выготский, 1934).

Для развития эмоциональной лексики необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с детских лет к выступлениям перед аудиторией. Мы думаем, в этом огромную помощь может оказать «Школа экскурсоводов», которая является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, и является одной из нетрадиционных форм работы с детьми. (Приложение №2) Введение нетрадиционной формы работы с детьми в данном направлении подтверждает и Концепция дошкольного воспитания, которая выделяет основные ориентиры обновления содержания воспитательно-образовательной системы в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, коммуникативного развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Для организации работы “Школы экскурсоводов” была разработана программа «Юный экскурсовод».

Инновационность программы заключается в объединении коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, с ролевой деятельностью ребёнка (выполняет роль экскурсовода) и подготовкой их к обучению в школу. А так же в интегрированном, инновационном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения.

Для реализации этих целей наша группа работает по теме «Формирование связной речи у детей с ОНР средствами «Школы Экскурсоводов», в рамках которой проводится работа над грамотной, выразительной речью, коррекции ее недостатков, над воспитанием культуры общения, формированием умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации. (Приложение № 1)

Программа рассчитана на 2 года для детей старшего дошкольного возраста. В программе объединены направления и задачи развития речи, развития психических функций ребенка, невербальных средств общения и музейной педагогики.

При обосновании содержания программы мы опирались на следующие теоретико-методологические основы:

- Учение о роли деятельности в развитии личности ребенка (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

- Социально-психологическую теорию личности ребенка (Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, К.А. Абульханова – Славская и др.);

- Концепцию целостного развития ребенка дошкольника, как субъекта детских видов деятельности (М.В. Крулехт);

- Психолого-педагогические, психолингвистические исследования по проблеме речи как речевой деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Ю.А. Сорокин, А.М. Шахнарович, Т.А. Ладыженская, Ф.А. Сохин и др.);

Программа является адаптированной программой, коррекционно-развивающей направленности и реализуется в МБДОУ комбинированного вида городского округа Стрежевой с учётом образовательной программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, коррекционной программой Т. Б. Филичевой Г.В. Чиркиной «Воспитание и обучение правильному произношению», «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского »сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) Нищевой Н.В.

Участники программы:

  • старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, учителя-логопеды.

Разработка программы потребовала более тщательного изучения:

- вопросов речевого развития детей с ОНР, подготовкой их к обучению в школе;

- речи как речевой деятельности, в процессе которой осуществляется закладывание основ личностного развития;

- изучения теоретических основ системы речевого развития и определения места в этой системе формированию предпосылок связной речи.

Теоретическая новизна программы заключается в единстве образовательного и воспитательного процесса, в выявлении и развитии способностей каждого ребенка, в формировании свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, способной впоследствии на участие в социальном развитии общества, в интегративности, в соответствии с которой, целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс, в гуманизации дошкольного воспитания, т.е. ориентации педагога на личность ребёнка.

Цель программы: Создание условий, способствующих привитию музейной культуры детям с нарушением речи средствами экскурсионной работы.

Задачи:

  • Формировать проектно-исследовательские умения и навыки;
  • Учить детей приемам музейной деятельности в качестве экскурсовода;
  • Развивать поисково-познавательную деятельность;
  • Развивать детско-взрослую совместную деятельность на материале музейной практики;
  • Обогатить речь, активный словарь детей, за счет формирования у них определенного объема информации;
  • Формировать навыки построения связных монологических и диалогических высказываний;
  • Развивать интонационную выразительность и темп речи;
  • Развивать умение вступать в разговор, эмоционально и содержательно выражать свои мысли;
  • Развивать у детей, имеющих нарушения речи, коммуникативно-речевые умения для последующего становления собственно-речевой деятельности, результатом которой являются публичные выступления;
  • Учить понимать инструкцию, работать в соответствии с ней, принимать помощь и уметь использовать ее;
  • Закреплять и развивать у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации;
  • Воспитывать самостоятельность, творческие инициативы детей;
  • Воспитывать навыки самоконтроля, при построении связных высказываний, согласованности эмоционально-выразительных движений.
  • Воспитывать полноценно развитую личность через самовыражение и творчество, умение успешно адаптироваться в окружающем мире.

Формы и средства реализации программы:

      • Интегрированные занятия;
      • Тематические детские выставки творческих работ (рисунков, поделок, домашних заданий);
      • Экскурсии в музей города – наблюдение за работой экскурсовода (жесты, мимика, речь, внешний вид), посещение выставок, просмотр экспозиций;
      • Музейные экспозиции (оформление экспозиций совместно с родителями и детьми);
  • Интерактивные мини - музейные (экспозиции на группах);
  • Музейные экспозиции в фойе МБДОУ;
  • Присково-исследовательская деятельность;
  • Культурно-досуговая деятельность;
  • Образовательная деятельность в детском саду;
  • Беседы (коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений полученных в музее, на экскурсии);
  • Практические задания (сочинения, рассказ, стихотворение,презентация, защита проекта, реферата);
  • Встречи с музейными специалистами;
  • Работа с родителями и их участие в работе музея ДОУ.

Для реализации программы используются следующие методы обучения:

Словесный - Рассказ педагога, передача необходимой для дальнейшего обучения информации;

Наглядный - при котором усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств;

Наблюдение, посещение экспозиций, выставок музея, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий, рассматривание картин и демонстрация видео фильмов;

Чтение художественных произведений - для создания у детей ярких и точных представлений о событиях или явлениях. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей;

Экскурсии в музеи города – применяется для наблюдения за работой экскурсовода;

Беседы - применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации;

Коммуникативный - внутри диалогового общения задается обобщающая структура монолога, расширяется «поле выбора речевых средств», происходит накопление гибкого содержания для будущего монолога;

Поисковый - сбор информации по заданной теме, который помогает расширять, обогащать знания детей об окружающем мире, формировать способности детей к восприятию;

Практический - упражнения, игры, элементарные опыты, моделирование, творческие работы (рисунков, поделок) и оформление экспозиций музея, домашние задания, рассказы, сообщения, презентации, публичные выступления детей;

Проблемной ситуации – при которой ребенок решает трудные для него задачи опираясь на дополнительные источники знаний;

Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности;

Принципы функционирования программы:

Принцип научности – направлен на формирование у воспитанников умений и навыков, способствует развитию их познавательной активности, усвоению новых терминов и понятий;

Связь теории с практикой – те знания, которые дети получают на занятиях, воплощаются в практической деятельности;

Принцип обучения и воспитания детей в коллективе – воспитывается и развивается чувство ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи;

Принцип последовательности и систематичности – направлен на развитие компетентности детей в данном виде творчества;

Принцип доступности – деятельность в коллективе строится на основе реальных возможностей ребенка, учебный материал прост и доступен;

Принцип наглядности – обеспечивается применением разнообразных образцов, их иллюстраций, использованием наглядного материала;

Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом;

Принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона;

Принципы коррекционно - развивающей работы - единство коррекции и развития; единство возрастного и индивидуального в развитии - необходимо использовать для достижения положительного результата образованности воспитанников;

Деятельностный принцип - комплексность всех видов деятельности; единство задач (развивающей, воспитательной, коррекционной);

Реализация программы рассчитана на использование традиционных и нетрадиционных форм воспитания, нестандартных воспитательных технологий, коррекционно - развивающих методов и приемов. В соответствии с индивидуальными особенностями детей с нарушениями речи, отклонениями в поведении необходимо использовать коррекционно - развивающие приемы:

· создание эмоционально - доброжелательного комфорта;

· ситуация успеха;

· занимательность и новизна;

· алгоритм действий;

· динамизм, чередование труда и отдыха;

· посильные задания;

· авансирование успеха;

· индивидуальная помощь.

Обязательным условием реализации программы является создание атмосферы доброжелательного общения и взаимодействия на занятиях, создание ситуации успешности для каждого ребенка. Детям предлагается совместная со сверстниками и самостоятельная деятельность как игрового, так и творческого характера, соответствующая уровню их возраста и развития. При работе по данной программе педагогу необходимо помнить, что все выполняемое детьми: движения, импровизации, результаты продуктивной деятельности являются успешными, удачными и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и свои силы. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за выполнение особо трудных упражнений и заданий непременно хвалить.

Коррекционно - развивающая работа будет осуществляться по направлениям:

1. Коррекция отношений ребенка к самому себе - изменение внутренних установок, системы нравственных ценностей;

2. Коррекция отношений к другим людям - развитие эмпатии, приобретение навыков речевого общения и коммуникативности;

3. Коррекция отношения к жизни - формирование способностей к нравственному выбору и достойному месту в жизни.

         Воспитатель и логопед имеют возможность решать посредством музейной педагогики проблемы познания и развития, которая осуществляется с одинаковой степенью заинтересованности «ребёнок-педагог». При работе с детьми необходимо использовать формы и методы, направленные на индивидуальное развитие каждого ребёнка, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и задатков. Педагогам предоставляется возможность использовать публичные выступления как своеобразный инструмент психической и речевой коррекции, обеспечивающий гармоничное развитие личности ребенка. Творческий характер деятельности, поддержание положительного эмоционального настроя в ходе подготовки экскурсоводов, и необходимость совершенного владения речью, ее выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития способностей детей.

  • подготовке к занятиям необходимо использовать помощь родителей. Никакой педагог сам по себе не способен решить проблемы ребенка и дать ему необходимые умения и навыки в одиночку. Ведь значимые взрослые, будь то мама или папа, а также бабушка или дедушка, помимо занятий в группе, проводят с детьми большое количество времени. Важно и то, что родители знают своего ребенка лучше педагога, хорошо «читают» каждый его жест и каждое движение. Выполняя вместе с ребенком различные задания, поручения, упражнения или же творческие работы, которые дает им педагог, они еще больше сближаются с детьми.

Такая работа способствует формированию умений информационной компетентности:

- умение ориентироваться в источниках информации (книги, телевидение, видеофильмы и т.д.);

- умение делать выводы из полученной информации;

- умение задавать вопросы на интересующую тему;

- умение получать информацию, используя некоторые источники.