Содержание работы по реализации программы
Блок деятельности: Развитие паралингвистических средств общения и интонационной стороны речи. |
||
Цель: |
Мероприятия: |
|
1. Изучение и уточнение эмоциональных состояний. |
Беседы. Игры “Разные настроения” |
|
2. Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние: мимические средства, пантамимические средства, графические изображения лица, цветовая характеристика эмоций. |
Мимическая гимнастика, использование пантамимических этюдов как физ.минутки и упражнения на релаксацию. Игры “Обезьянки”, “Книга настроений”, “Зеркальный кубик”, “Кубик эмоций”, “Наседка и цыплята”, “Лото настроений”, “Собери лицо”, “Нарисуй клоуна”, “Комната смеха”, “Через стекло”, “Следствие ведут малыши”, “Угадай по описанию”.
|
|
3. Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей.
|
Чтение небылиц “Так бывает или нет”, “Первый раз в детском саду”, “Обычный, странный”, “Разные колеса”, “У тебя у самого свой ум” В.Даля. Упражнение (ТРИЗ), “Хорошо – плохо”, “Я думаю-он думает…”. Прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения. Игры “Чья песенка”, “Кто так танцует”, “Что тебе снится”, “Подбери к мелодии цвет”, “Азбука настроений”, “Встреча настроений”. |
|
4.Формирование воспроизведения ритма речи. |
Ритмические упражнения. Прослушивание и отстукивание по подражанию разных ритмических рисунков: “По какой дорожке скачет лягушка”, “Высоко-низко”; “Полет пчелы”. |
|
5.Формирование восприятия выразительности речи. |
Игры “Кто так говорит”, “Какое настроение у ежика”, “Какая маска говорит”. |
|
6.Использование междометий в экспрессивной речи. |
Проговаривание с нужной интонацией междометий на материале стихов и историй, рассказываемых педагогом. |
|
7. Использование фразы с нужной интонацией.
|
Проговаривание с нужной интонацией предложений самостоятельно. Игры “У меня есть кот”, “У меня есть собака”, “Мама пришла”. |
|
8. Умение дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи. |
Диалоги. Стихотворения. Игры-драматизации “Перчатки”, “Котята”, “Сказка о глупом мышонке”, “Теремок”, “Колобок”, “Три медведя” и др. |
|
Блок деятельности: Словообразование. |
||
Цель: |
Мероприятия: |
|
1. Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением. |
Игры “Ласковые имена”, “Оденем кукол на прогулку”, “Накрой на стол”, “Большой – маленький”. |
|
2. Образование слов со значением увеличительности (суффикс “ищ”) |
Игры “Братец Ик и Братец Ищ”, “Гномы и великаны” |
|
3. Образование слов-синонимов |
Игры “Слова – друзья”, “Скажи по-другому”, “Я начну, а ты продолжи”, “Кто больше”. |
|
4. Образование слов-антонимов. |
Игры “Наоборот”, “Вредный попугай”, “Слова – враги”. |
|
5. Образование прилагательных путем чистого или префискального повтора (добрый – добрый, добрый – предобрый). |
Игра “У кого больше”, “Раскрась слова”, “Подбери к цвету слово” |
|
Блок деятельности: Образование словосочетаний. |
||
Цель: |
Мероприятия: |
|
1. Добавление слов в словосочетании Подбор существительных к прилагательным. |
Игры “Про кого можно сказать”, “Подбери словечко”, “Я начну, а ты продолжи”, “Кто больше” |
|
2. Образование словосочетаний от прилагательных в сравнительной и превосходной степени. |
Игры “Подбери слова к цвету”, “Угадай кто веселее”, “Разложи и расскажи”, “Кто лучше”, “Расскажи кто как одет” |
|
3. Образование словосочетаний с синонимически близкими словами. |
Игры “Скажи по-другому”, “Я начну, а ты продолжи”. |
|
4. Образование словосочетаний со словами противоположного значения. |
Игры “Скажи наоборот”, “Вредный попугай”, “Хорошо – плохо”, “Красивое и безобразное”, “Испорченный телефон”. |
|
Блок деятельности Составление предложений. |
||
Цель: |
Мероприятия: |
|
1. Составление предложений с заданным словом. |
Игра “Составь предложение”. |
|
2. Составление деформированного предложения. |
Игры “Подружи слова”, “Помоги Незнайке”, “Верно – неверно”. |
|
3. Распространение предложений с помощью синонимов. |
Игра “Снежный ком”, “Кто скажет лучше”, “Подбери красивые слова”. |
|
4. Составление предложений с противительным союзом “А” |
Игры “Наоборот”, “Вредный Буратино”, “Я начну, а ты продолжи”. |
|
5. Составление предложений, с союзом “потому что” |
Игры “Я начну, а ты продолжи”, “Почему так бывает”, “Почему и потому”. |
|
Блок деятельности: Обучение рассказыванию. |
||
Цель: |
Мероприятия: |
|
1. Составление рассказов по графическим схемам. |
Игры “Прочитай письмо”, “Напиши письмо другу”. |
|
2. Составление рассказов по серии сюжетных картин. |
Расположение в нужном порядке картинок. Определение эмоционального состояния героев. Рассказывание “по цепочке”. Составление рассказа, придумывание к нему названия и дополнение его описания предыдущего события. Инсценировка рассказа. |
|
3. Составление рассказа по сюжетной картине. |
Беседа по вопросам. Рассказ, составленный из ответов детей. Составление плана рассказа с использованием опорных схем, картинок, пиктограмм. Составление рассказа “по цепочке”. Самостоятельное рассказывание. |
|
Блок деятельности: Коммуникативность. |
||
1. Развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься. |
Игры «Клеевой ручеёк», «Слепец и поводырь», «На что похоже мое настроение»
|
|
2. Формирование умения добиваться цели приемлемыми способами общения. |
Игры «Волшебные водоросли»
|
|
3. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
|
Игры «Магазин» , «Вежливые слова»
|
|
4. Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. |
Игры «Подарок на всех», «Коврик примирения»
|
|
5. Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами. |
Игры «Волшебный букет цветов», «Закорючка»
|
|
6. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. |
Игры –ситуации, «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Пресс-конференция», «Без маски»
|
|
7. Развить умение использовать невербальные средства общения. |
Игры «Изобрази пословицу», «Разговор через стекло», «Пойми меня»
|
|
8. Развивать умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях. |
Игры |