Понедельник, 29.04.2024, 04:46
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Соавторство

Организация воспитательно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности в соответствии с федеральными государственными тр
24.03.2013, 09:04

В дошкольном образовании существовало несколько комплексных программ, на основании которых осуществлялся воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях. На данный момент каждое дошкольное учреждение должно разработать свою образовательную программу с учётом федеральных государственных требований, которые направлены, прежде всего, на перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Это и отмена учебной деятельности, и обновление планирования и перевод его в комплексно-тематический вид, и интеграция образовательных областей, и совершенствование мониторинга. Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на качественный уровень, на развитие интегративных качеств дошкольника. Теперь педагоги должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим багажом знаний.

Мы хотели бы обсудить организацию воспитательно - образовательного процесса в группе компенсирующей направленности (ОНР) для детей 6-7 лет. В соответствии с ФГТ в данном возрасте возможно проведение учебной деятельности в рамках интеграции образовательных областей. Но в группе воспитываются дети, которые имеют тяжелые нарушения речи и это требует пристального внимания.

Первоначальным является корректирование режима дня с учетом работы конкретной группы ДОУ. Примерный режим дня включает: режимные моменты, игровую деятельность, организованную образовательную деятельность, прогулку, самостоятельную деятельность, совместную деятельность с воспитателем, чтение художественной литературы. Воспитатели вместе с заместителем по учебной части дозируют объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку.

В группах компенсирующей направленности необходимо выделять время для совместной деятельности с логопедом и коррекционной работы с детьми, которая включает автоматизацию поставленных звуков, артикуляционную и пальчиковую гимнастики и др.

Опираясь на интеграцию образовательных областей, мы в тандеме с логопедом, специалистами ДОУ, разработали комплексно-тематическое планирование на год (одна тема рассчитана на 1 неделю). На основании тематического планирования разрабатываем календарный план, учитывая темы недели при организации всех видов деятельности в режимных моментах.

При создании предметной среды придерживаемся принципов построения развивающей среды:

Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком.

Принцип активности - это возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды.

Принцип стабильности-динамичности ориентирован, на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования  реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов - эстетическая организация среды.

Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.

Принцип этапности и учета возрастных особенностей отражает те образовательные задачи, которые поэтапно усложняются с его психологическим возрастом, и ориентируется на зону «ближайшего развития».

Большое внимание в новых условиях работы мы уделяем, организации прогулки разделяя  её на следующие части:

· беседа, наблюдение – особое внимание уделяем формированию речевых навыков;

· индивидуальная и коррекционная работа;

· подвижные игры;

· трудовые поручения;

· спортивные игры и общеразвивающие упражнения.

В рамках новых требований тематика прогулки соответствует теме, которая проводится в образовательной деятельности.

Например:Тема: «Осень»

Беседа: «Перелетные птицы»

Наблюдение: за птицами, которые прилетают на участок;

Подвижная игра: «Воробышки и автомобили», «Гуси-лебеди»;

Индивидуальная работа: закрепление счета (птицы, семена, деревья), составление задач, преобразование слов;

Спортивные игры: игры с лентами (изображение птиц), упражнение «Ласточка», прыжки на одной ноге «Цапля» и т.д.;

Трудовые поручения: сбор листьев, семян, веточек для птиц.

Таким образом, прогулка становится неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Игровые ситуации, формы проведения занятий, различные виды игр в самостоятельной деятельности и на прогулке. Кроме того, федеральные государственные требования предполагают реализацию образовательной области «Социализация», прежде всего, через игру и развитие игровой деятельности детей, а это, прежде всего, благотворно сказывается на общении детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Классификация игр остается прежней: сюжетно ролевые, подвижные, театрализованные, дидактические игры. Дети 6-7 лет, как правило, умеют организовывать игру, распределять роли, придумывать правила, выполнять последовательность, подводить итог (соревновательные и спортивные игры). Мы в течение дня стараемся ненавязчиво контролировать игру, вводить новые элементы, разнообразить использование игр в течение дня.

В группах для детей с ОНР большое внимание уделяется коррекционной работе. Все педагоги группы работают в полном контакте, имеют общий план работы и действий, маршрут индивидуального развития ребенка (разрабатывается психологом и логопедом). Также логопед разрабатывает план коррекционной работы индивидуально с каждым ребенком и для всей группы. Для групп компенсирующей направленности введение федеральных государственных требования привносит только положительный результат. Ими и ранее были введены и комплексно-тематическое планирование и интеграция занятий, но это носило временный характер. Теперь имеется возможность  расширения методов интеграции. Каждый день дети проводят во взаимодействии со всеми педагогами ДОУ, что позволяет разнообразить образовательную деятельность.

За время пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобретает следующие интегративные качества:

·сформированные интеллектуальные качества, потребность в приобретении новых знаний;

· сформированные физические качества и потребность в двигательной активности;

· любознательность, активность, самостоятельность действий;

· эмоциональность, отзывчивость;

· общительность;

· воспитанность (умение вести себя в обществе, контролировать свое поведение)

Категория: Соавторство | Добавил: Вьюнок
Просмотров: 911 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: