Среда, 17.04.2024, 02:30
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Зубарева О.Н.

Давайте познакомимся
20.12.2015, 04:53

Родительское собрание 

Время проведения:  октябрь.

Тема:  «Давайте познакомимся» (организационное)

Разработала: Зубарева О.Н., воспитатель  МБДОУ № 11  г. Стрежевой Томской области

Участники: родители воспитанников

Количество участников: 19-23 человек

Место проведения: группа

Длительность: 1 час 40 минут

Цель: Объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка группы.

План проведения:

  1. Знакомство с родителями
  2. Тренинг на сплочение «Знакомство». (психолог МБДОУ)
  3. Выступление тема «Условия пребывания детей в логопедической группе, режим» (заведующий МБДОУ)
  4. Выступление тема «Знакомство с целями, задачами МБДОУ на новый учебный год» (зам.зав. по УВР МБДОУ)
  5. Выступление тема «Развитие речи наших детей, специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе » (воспитатель МБДОУ)
  6. Выступление тема «Роль  семьи в  речевом развития детей и преодолении дефектов речи в современных условиях». (учитель – логопед МБДОУ)
  7. Особенности логопедической работы

  - содержание логопедической работы;

  - формы логопедической работы;

-тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика»

  1. Требования к выполнению домашних заданий.
  2. Выступление тема «Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группах» (воспитатель МБДОУ)
  3. Структура логопедической работы:

  - лексико-грамматические занятия;

  - занятия по развитию связной речи;

  - занятия по звукопроизношению;

  - индивидуальная работа с детьми.

      12.  Анкетирование родителей.

13. Вопросы родителей, индивидуальные беседы с родителями.

Оборудование:

1.  Листы  бумаги  (по количеству участников)

2. Карандаши простые или ручки (по количеству участников)

3.  Мягкая игрушка.  

4.  Карточки с названием «Характеристика речи» 8шт.

5. Мольберт 1шт.

6. Памятка с рекомендациями для родителей «Что надо делать дома» (по количеству участников).

7. Образец домашнего задания (по количеству участников).

8. Образец сообщения - реферата (3шт).

9. Теннисные мячи (по количеству участников).

10. Большие пуговицы (40шт).

11. Клубок  ниток для игры «Волшебный клубок» 

12. Конверт для игры «Волшебный клубок»

 14. Брошюры с подбором игр по лексическим темам «Поиграйте со мной» (по количеству участников)

            15. Бланк «Анкета для родителей»

Ход собрания.

(Родители сидят за круглым столом.)

 Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Представляем вам присутствующих педагогов МБДОУ.

(педагога – психолога, учителя - логопеда, заведующего и т.д.)

Слово предоставляется психологу МБДОУ: Для того, что бы нам лучше узнать друг друга, давайте познакомимся. Каждый из нас сейчас назовет свое имя и придумает прилагательное, на первую букву своего имени, которое его характеризует. (Например: Ирина – инициативная и т.д.)

Для того  чтобы нам можно было работать в более тесном контакте, мы сейчас с Вами еще немного поиграем.

Игра « Хвастовство». 

Каждый из участников должен «похвастаться» каким - либо качеством или умением своего ребенка. Передается мягкая игрушка и каждый говорит о своем ребенке. ( Например: мой Миша лучше всех завязывает шнурки и т.д.)

Игра « Знакомство».    

  Все мы здесь собрались не просто так,  и мне бы хотелось, что бы каждый из Вас ответил на вопрос (включая всех участников родительского собрания)

«Что каждый из нас ожидает от сегодняшней встречи?» В руках у психолога мягкая игрушка, он  отвечает на вопрос и передает игрушку.  (Ответы, например: понимания, сотрудничества, взаимность, информация и т.д.) 

Слово предоставляется заведующему МБДОУ, она расскажет об условия пребывания детей в логопедической группе, познакомит с режимом дня.

Слово предоставляется зам. зав. по УВР МБДОУ, она ознакомит с целями, задачами на новый учебный год, запланированными мероприятиями с участием родителей. 

   Выступление воспитателя: Сегодняшнее собрание   посвящено   «Развитию речи наших детей, специфике обучения и воспитания детей в логопедической группе, роли  семьи в  речевом развития детей и преодолении дефектов речи в современных условиях».

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращают внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за его речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?

И сейчас, часто ли мы задумываетесь о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли вас это сейчас?  (Ответы родителей)

Воспитатель: Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи  на доске):

Это идеал. А что же получается на самом деле?Грамотной

  • Понятной
  • Выразительной
  • Осмысленной
  • Богатой

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами вы можете столкнуться перед школой:

Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных  передач для взрослых.    Недостаточный словарный запасСостоящая из одних простых предложений речь

Не могут логически объяснять

 

Речь не выразительна

Не умеют использовать интонации (выразительность): произнести с выразительной интонацией, с грустью или восторгом, в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).Не выговаривают звуки. Это потом скажется на письме.

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была… (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас... (зачитываю слова из 2-го столбца)

К сожалению многие об этом даже не задумываются, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?

   Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает ребенку познавать мир,   открывает большие возможности для общения со взрослыми и детьми, высказывая свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие ребенку необходимо для успешного обучения в школе. В старшем дошкольном возрасте наряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формировании личности в целом. И именно в логопедической группе становится возможным эффективно проводить работу по формированию у детей речевых процессов.

   Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?

 В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:

 - формирование правильного звукопроизношения;

 - развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);

 - совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

 - совершенствование грамматического строя речи;

 - обогащение, активизация словарного запаса речи;

 - развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;

 - развитие связной речи, подразумевающее  умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

 - совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

 Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

Выступление учителя – логопеда:   

 Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

рекомендации родителям

Что надо делать дома:

1.     В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

2.     Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)

3.     И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут.

4.     Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

5.     Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:

·         Ты самый любимый!

·         Ты очень многое можешь!

·         Что бы мы без тебя делали?!

·         Иди ко мне!

·         Садись с нами!

·         Я помогу тебе.

·         Я радуюсь твоим успехам

·         Расскажи мне, что с тобой

 - не ругать ребенка за неправильную речь;

 - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

 - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

 - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

-  любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть!

Также необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте  увиденное с детьми. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Для успешного усвоения новых знаний  лучше заниматься с детьми при помощи игр, ведь игра, это естественное состояние ребенка, его основное занятие, его работа. С помощью игр сложный материал усваивается гораздо быстрее и лучше, без особого нервного напряжения для детского организма. Во время занятий в игровой форме, ребенок, незаметно для себя, решает ту или иную задачу, играя - овладевает новыми знаниями.

Вот, например, дидактическая игра:

«Наведи порядок».

Ход игры: На наборном полотне картина с изображением шкафа. Предложите ребенку навести порядок и положить все вещи на место: головные уборы – на верхнюю полку в шкафу, одежду – повесить на вешалки, а обувь поставить на нижнюю полку. Ребенок должен выбрать предметные картинки с изображением предметов одежды, обуви, головных уборов, и расставить  их по местам.

Главными задачами такой игры являются:

- Расширение и обогащение словарного запаса по темам: «Одежда», «Обувь», «Головные уборы».

- Совершенствования грамматического строя речи:  образование относительных прилагательных.  Например: « Если сапоги сделаны из резины, какие это сапоги?»   (Это сапоги    резиновые).

- Образование и употребление сложных предложений. Например: «Я положу шляпу на верхнюю полку, потому, что это головной убор, а тапочки поставлю на нижнюю полку, потому что это обувь».

Дидактические игры способствуют расширению кругозора детей, а также развитию мировоззрения ребенка. В игре ребенок узнает много нового для себя, знакомится с предметами и явлениями окружающей его действительности.

Игры вы сможете посмотреть в наших брошюрах.

(родителям предлагается брошюры с подбором игр по лексическим темам)

 Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.  

 «Артикуляционная гимнастика с родителями».

 Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком утром на кругу, на занятиях и перед зеркалом, когда логопед проводит индивидуальную работу. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.

Родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.

Воспитатель: Особое внимание вы должны уделять выполнению домашних заданий. Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Предлагаем вам посмотреть одно из заданий, для того, чтобы мы смогли познакомить с требованиями по их выполнению. (см. приложение)

Все задания вы должны прочитать  объяснить и  отработать с детьми до конца. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый только показывает  и объясняет, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

 Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его должны мы с вами  вместе, так как автоматизация звука процесс длительный, и только благодаря постоянному контролю   со стороны педагогов и родителей  можно добиться быстрого и эффективного результата.   Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Раз в месяц детям предлагаем сделать детский проект  на определенную тему, с последующим выступлением на занятии. Такой метод мы используем для того, чтобы дети учились публично выступать, раскрепощаться,  слушать и слышать друг друга.     

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

 - тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

 - задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;

 - весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

 - задания должны быть прочитаны ребенку;

 - все задания выполняются до конца.

Какая работа проводится в логопедической группе.

 - коррекция звукопроизношения;

 - формирование грамотной, выразительной речи;

 - обучение чтению (с III периода старшей группы) и письму в подготовительной группе;

 - развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;

 - усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;

 - индивидуальный подход к ребенку;

 - совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Логопедическая работа с детьми проводится ежедневно: 4 дня в неделю логопедические фронтальные занятия со всеми детьми; индивидуальные занятия проводятся ежедневно. График индивидуальной работы с детьми находится на информационном стенде в группе.

 Лексико-грамматические занятия. На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

 - по расширению и активизации словаря детей;

 - по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);

 - по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;

 - по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.

 Занятия по развитию связной речи включают обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.

 Занятия по обучению грамоте и звукопроизношению, на которых дети изучают звуки и буквы. Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения).

 На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т.е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например. «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой - звонкий или твердый - мягкий звуки) и пр.

Игра с родителями.

 «Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда).

 «Как только услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его:

 - А, У, К, Т, М, П, К;

 - ПА, МА, КА, ИТ, ИШ, ИК;

 - ДОМ, ТОМ, КОМ.

 Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).

 Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по ИЗО-деятельности, в кружке «Бисеринка», на индивидуальных занятиях   по  развитию графических навыков. 

Игра с родителями.

 «Мой веселый мяч» - прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по спирали.

«Лыжники» - «встать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаясь, делая по шагу на каждый слог любого детского стишка.

 Еще одной целью логопедической работы является развитие рече двигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз.  Двигаясь по кругу, дети имитируют движения, обязательно сопровождая их речью. Это способствует эффективному развитию речи, закреплению слов в активном словаре детей.

Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:

 - проверка, отработка домашних заданий;

 - закрепление материалов фронтальных занятий;

 - развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;

 - артикуляционные упражнения;

 - коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.

   Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Воспитатель: А сейчас, для того, чтобы в будущем нам с вами достичь тесного сотрудничества,   предлагаем заполнить вам анкету.

Игра «Волшебный клубочек»                                                                    

 Предлагаю каждому из Вас намотать на палец нить и  ответить на вопрос:  Каким качеством Вы хотите наградить своего ребенка или воспитать в нем? Чего, по вашему мнению, не хватает вашему ребенку? ( Каждый наматывает нить и называет качества, последней говорит свои пожелания заведующая ДОУ)                                                                                                          

  (Тренинг с применением метода фасилитации.)

 Алгоритм взаимодействия с родителями на тренинге:

I стадия. Поиск контактов   – воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросам.

II стадия. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. 

III стадия. Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказывать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивать мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

IV стадия. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

V стадия. Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных в том числе на перевоспитание ребенка.

VI стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий.

Инициатором контакта всегда является педагог!

Педагог – психолог: Какие вы видите плюсы и минусы  в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? (родители и педагоги высказывают свою точку зрения - в роли фасилитатора выступает педагог-психолог. Задача фасилитатора состоит в том, чтобы - оказать помощь в постановке проблем, определении целей и задач, плана действий,  снять барьеры и преграды в общении, в деятельности по поиску решений, в готовности их принять и оказать помощь, актуализировать позиции и чувства участников взаимодействия, переформулировать возмущения родителей в желания и выработать общее решение

Установки фасилитации – принятие (безоценочное, уважительное отношение к другому), открытость (способность принимать окружающее, чувствительность к новому, готовность к самоизмерениям), конгруэнтность (рефлексивность, эмпатийность, совпадение внутренних состояний).

Анализ собрания. 

Поблагодарим вас за активное участие в собрании, предлагаем    рассказать – что вам понравилось, что нет, какие вопросы еще есть. (Методика Эдварда де Боно «Шесть думающих шляп» (приём мысленного экспериментирования)

1.  Белая шляпа (факты и цифры)

2. Красная шляпа (наши чувства, эмоции, интуиция, предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?)

3. Чёрная шляпа (осторожность, истина, здравый смысл, соответствие фактам. Осуществима ли эта идея? Насколько это безопасно?)

4. Жёлтая шляпа(преимущества, выгода. Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?)

5. Зелёная шляпа (исследования, предложения, новые идеи, альтернативы)

6. Синяя шляпа (подведение итогов дискуссии)

Воспитатель: Наш клубочек волшебный и нить, что связала нас между собой тоже волшебная, мы ее сейчас сложим в конверт и она будет храниться до выпуска в школу. Я уверена, что все Ваши пожелания исполнятся, ведь слово имеет свойство материализоваться.

В заключении можно сказать:

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал

А.С. Макаренко, «семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие.

Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание». Поэтому основные усилия педагогического коллектива детского сада, на наш взгляд, должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.

Категория: Зубарева О.Н. | Добавил: Вьюнок
Просмотров: 1685 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: