Четверг, 18.01.2018, 18:58
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » В помощь педагогу » Гимнастика с детьми

Пальчиковая гимнастика

«Мыли мылом»

Мыли мылом ушки, 

(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки, 

(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки, 

(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки. 

(крутим ладошками над головой)
Наварили кашки,
Помешали ложкой,

(как в «сороке-вороне», пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки

(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрешки. 
Ах, какие ладушки, 
Ладушки – ладошки. 

(крутим ладошками над головой)
Прилегли ладошки 

(ладошки "ложатся спать" под щеку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

 

«Дом»

Стук, стук, постук, раздается где-то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат

(кулачками друг о друга стучим).

Вот с такою крышей.  

(ладошки над головой)

Вот с такими стенами.  

(ладошки около щечек)

Вот с такими окнами. 

(ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью.

 (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком.

(сцепили ручки)

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Повертели,

(круговые движения сцепленными руками)

Покрутили,

Постучали,

И – открыли! (расцепили ручки)

 

«Пальчики»

У девочек и мальчиков

На руке пять пальчиков:

Палец большой - парень с душой,

Палец указательный - господин влиятельный,

Палец средний - тоже не последний.

Палец безымянный - с колечком ходит чванный,

Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.

 

«Осень»

Ветер северный подул: "С-с-с-с",

(дуем)

Все листочки с веток сдул...

(пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились.

(помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать,

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!"

(постучать пальцами правой руки по  ладошке левой руки)

Град по ним заколотил,    

(щепотью правой руки постучать по левой  ладошке)

Листья все насквозь пробил.

(постучать кулачком правой руки  по  левой ладошке)

 Снег потом припорошил,

(плавные движения кистями рук вперёд-  назад)

 Одеялом их накрыл.

(положить правую ладонь на левую)

                                                                                                                                    

«Собираем листочки»

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы,

(загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

 

«Осень»

Ветер по лесу летал,

(делаем плавные, волнообразные движения кистями рук)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

(загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки,

(спокойно укладываем ладони на колени)

Ветер бросил на тропинку.

 

«Вышли пальчики гулять»

Вышли пальчики гулять,

(шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать,

(собираем листики в ручку)

Красный листик, 

Жёлтый листик,

Будем их сейчас считать.

(хлопаем в ладоши)

Сколько листиков собрали, 

Раз, два, три, четыре, пять!

(загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть

(поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")

 

«Осень»

Солнышко греет уже еле-еле;

(растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем ладошки вместе, затем соединяем пальчики)  

Перелётные птицы на юг улетели;

(машем ручками. как крылышками)

Голы деревья, пустынны поля,

(разводим ручками

Первым снежком принакрылась земля.

(плавно опускаем ручки вниз)

Река покрывается льдом в ноябре,

( сжимаем ручки в замок)

Поздняя осень стоит на дворе.

(разводим руками перед собой)
 

«Ходит осень в нашем парке»

Ходит осень в нашем парке,

(пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки:

(показываем две ладошки сложенные вместе)

Бусы красные – рябине,

(загибаем поочередно пальчики)

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам.

 (прикладываем обе ладошки к груди)

 

«Листья осенние тихо кружатся»

Листья осенние тихо кружатся,

( плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся.

(плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят,

( трем ладошки друг о друга)

Будто опять   закружиться хотят.

 (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

 

«Грибы»

(ладонь сжата в кулак и по-очереди отгибаем пальцы)

Раз, два, три,четыре, пять!

Мы идём грибы искать.

(хлопаем в ладоши)

Этот пальчик в лес пошёл,

(поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и растолстел. 

 

«Хозяйка»

Хозяйка однажды с базара пришла,

(шагаем пальчиками по столу)

Хозяйка с базара домой принесла:

(хлопаем в ладоши)

Картошку, капусту, морковку, горох, 

(поочередно загибаем пальчики на левой руке)

Петрушку и свеклу, ох! 

(хлопаем в ладоши)

Накрытые  крышкой, в душном горшке, 

(правую ладошку собираем "ковшом", левой накрываем сверху, как крышечкой)

Кипели, кипели в крутом кипятке:

(крутим ручками перед собой)

Картошка, капуста, морковь, горох,

(поочередно загибаем пальчики на руке)

Петрушка и свекла, ох!

(хлопаем в ладоши)

И суп овощной оказался неплох!

(показываем большой палец)

 

«Ёжик»

 «Ежик по лесу идет, всем орешки раздает.

(растопыриваем пальцы правой руки-это ежик, левая рука сжата в кулачок)

Зайке беленькому,

(отгибаем мизинчик),

Волчку серенькому,

(отгибаем безымянный палец)

Рыжей лисичке,

(отгибаем средний палец)

Белочке-сестричке,

(отгибаем указательный палец),

А медведю-мишке ежик дарит шишки.

 (отгибаем большой палец)

 

«Капуста»

Так капусту мы рубили.

(ребрами ладоней "рубим" капусту)

И вот так ее солили:

(щепотками обеих рук "солим")

Отжимали ручками,

(сжимаем и разжимаем кисти рук)

Собирали в кучку мы.

(собираем в кучку воображаемую капусту)

В банку затолкали,

(кулачками забиваем ее в воображаемую банку)

Крышкой закрывали.

(хлопаем правой ладошкой по левой)

 

«Капель»

Капают капели,

Снег на солнце тает. 

(руки ладонями вниз разведены в стороны)

И ручьём стекает. 

(обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону)

 

«Подснежник»

К нам Весна лишь заглянула,

(протягивают руки вперед)

В снег ладошку окунула.

(руки внизу, перпендикулярно корпусу)

И расцвел там нежный, 

(руки соединяют в бутон на уровне глаз)

Маленький подснежник.

(медленно раздвигают пальцы - «цветок раскрылся»)

 

«Цветок»

Вырос цветок на весенней полянке, 

(неплотно соединяют ладони)

Нежную голову робко поднял. 

(поднимают руки перед собой)

Ветер подул - он качнулся неловко, 

(покачивают ладонями перед собой)

Вперед и назад, налево, направо.

(вперед и назад, налево, направо)

Нежный цветок появился в лесу,

(из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «цветок»)

Первым встречает он солнце, весну. 

(«солнышко» из обеих рук)

Утром весенним раскрыл лепесток, 

В мягкой землице его корешки. 

(соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз)

 

«Капель»

С крыши капает капель: 

(пальцы стучат по ладошке)

Кап-кап, кап- кап! 

(в медленном темпе)

Это к нам пришёл апрель: Кап-кап, кап-кап! 

(увеличиваем темп)

 Солнце припекло сильней, 

(«солнышко» из ладошек)

И быстрей звенит капель: Кап, кап, кап, кап, кап! 

(в быстром темпе) 

 

«Шаловливые сосульки» 

Шаловливые сосульки 

(собрать пальчики вместе)  

Сели на карниз. 

(положить руки на колени)

Шаловливые сосульки 

(покрутить кистями рук)

Посмотрели вниз.

(опустить голову вниз)

Посмотрели, чем заняться? 

(пожать плечами)

Стали каплями кидаться. 

(руками соответствующие движения)

Две сосульки вниз смотрели,

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь, 

(в такт наклонять голову вправо – влево)

Кап-кап, дзинь – дзинь.

 

«Посадили зернышко»

Посадили зернышко, 

(нажать на центр ладони пальчиком)

Выглянуло солнышко. 

(кисти,  сжимаем и разжимаем по очереди)

Солнышко, свети — свети!

Зернышко, расти — расти! 

(ладони вместе, руки двигаются вверх)

Появляются листочки, 

(ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно)

Распускаются цветочки. 

(кисти разжимаем по очереди)

 

«Моя семья» 
Этот пальчик - дедушка, 
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
(поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)

«Прятки»
В прятки пальчики играли,
И головки убирали.
Вот так, вот так.
(ритмично сгибать - разгибать пальцы)

«Улей»
(пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному)

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззз!
(на последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели)

«Черепаха»
(руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри)

Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
(затем показать большие пальцы и спрятать их обратно)

Когда хочет спать, то прячет её обратно. 

«Капустка»
Мы капустку рубим рубим,
(движения прямыми ладонями вверх вниз)

Мы капустку солим солим,

(поочередное поглаживание подушечек пальцев)

Мы капустку трем трем,

(потирать кулачок о кулачек)
Мы капустку жмём жмём.

(сжимать и разжимать кулачки)
Маслом поливаем,
А потом съедаем! 

 

«Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!

«Мы рисовали»
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем. 

(плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями)

«Повстречались»

Повстречались два котенка: "Мяу, мяу!",
Два щенка: "Ав, ав!",
Два жеребенка: Иго, го!",
Два тигренка: "Рр р!"
Два быка: "Му у!"
(на каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца)

Смотри, какие рога. 

(на последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы)

«Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять! 

(разгибаем из кулачка пальчики по очереди)
Вышли пальчики гулять! 
Раз, два, три, четыре, пять! 

(прячем в кулачок по очереди)
В домик спрятались опять. 

«Рыбки»
Рыбки весело резвятся,
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом)

«Лодочка»
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(на первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками)

Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
(поднять выпрямленные ладони вверх)

 Синим морем поплыву.
А по бурным волнам,
Плывут рыбки тут и там.

(имитировать движения волн и рыбок)

«Дружба»
Дружат в нашей группе,
Девочки и мальчики.

(обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения)
Мы с тобой подружим,
Маленькие пальчики.

(обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения)
Один, два, три, четыре, пять,
Пять, четыре, три, два, один.

(соединить пальчики обеих рук, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять, 
Вышли пальчики гулять! 
Этот пальчик - гриб нашел, 
Этот пальчик - чистит стол, 
Этот - резал, 
Этот - ел. 
Ну, а этот лишь глядел! 

«Замок»
На дверях висит замок.

(пальцы в замочек, слегка покачивать)
Кто его открыть бы смог? 

("замочком" вперед назад)
Мы замочком повертели, 

(повертеть "замочком")
Мы замочком покрутили, 

(пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга)
Мы замочком постучали, 

(пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга)
Постучали, и открыли! 

(показать ладошки)

«Зайцы»
Скачет зайка косой,
(указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить)

Под высокой сосной,
(ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить)

Под другою сосной,
(ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены) Скачет зайка другой. 

(указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить)

«С добрым утром!»
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
(указательными пальцами поглаживать глаза, сделать "бинокль" посмотреть в него)
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
(ладонями поглаживать уши, приложить ладони к ушам "Чебурашка")
С добрым утром, ручки! Вы проснулись? 
(поглаживать то одну, то другую ручки, хлопки в ладоши)
С добрым утром, ножки! Вы проснулись? 
(поглаживание коленок, потопать ногами)
С добрым утром, солнце! Я - проснулся! 
(поднять руки вверх, посмотреть вверх) 

«Маланья»
У Маланьи у старушки

(хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху)
Жили в маленькой Избушке

(сложить руки углом показать избушку)
Семь сыновей, 

(показать семь пальцев)
Все без бровей,

(очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами,

(растопыренные ладони поднести к ушам)
Вот с такими носами

(показать длинный нос двумя растопыренными пальцами)
Вот с такими усами,

(очертить пальцами длинные "гусарские" усы)
Вот с такой головой,

(очертить большой круг вокруг головы) 
Вот с такой бородой!

(показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели,

(одной рукой поднести ко рту "чашку", другой ложку")
На Маланью все глядели,

(держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами)
И все делали вот так...

(дети показывают загаданные действия)

«Котятки»
Все котятки мыли лапки:
Вот так! Вот так!

(изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки: Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали: Вот так! Вот так!

(имитируем все указанные в стихотворении движения)

«Наши пальцы»
Дружно пальцы встали в ряд,

(покажите ладони)
Десять крепеньких ребят.

(сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка,

(покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка,

(продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны,

(покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки,

(вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них,

(покажите большие пальцы)
Два больших и удалых.

(остальные пальцы сожмите в кулак)

«Птички и ветер»
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают.

(машем руками, как крылышками)
Буйный ветер налетел,

(руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло,

(приседаем на корточки, закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.

«Белка»

Едет белка на тележке,  

(массируем руку) 
Раздает она орешки:

(массируем подушечки у основания пальцев) 
Мишке толстопятому,

(массируем пальчики по очереди) 
заиньке усатому,
лисичке-сестричке, 
воробью, синичке. 
Кому в роточек,

(массируем опять подушечки у основания пальчиков)
Кому в зобочек,
А кому и в лапочку!

(проводим по внешнему краю стопы, пальчики рефлекторно растопыриваются) 

«Угощение гномов»

(сжимаем кулачки на обеих руках)
Стали гномы гостей приглашать.

(отогнем по очереди пальчики)
Стали гномы гостей угощать.

(надавим последовательно на подушечку каждого пальца ребенка своим указательным пальцем)
Каждому гостю досталось варенье.

(так же последовательно проведем указательным пальцем по каждому пальчику ребенка от основания до самого кончика)
Пальчики склеило то угощенье.

(пусть малыш тесно прижмет попарно друг к другу подушечки пальцев, если он не справляется, помогите ему сделать это)
Плотно прижалась ладошка к ладошке.

(прижимаем ладонь к ладони)
Гости не могут взять даже ложки!

(попросите ребенка как можно плотнее прижать друг к другу ладошки, а сами проверьте, достаточно ли крепко “склеились” ручки? изобразив усилие, потяните локотки малыша в разные стороны)

«Гроза»

Закапали капли,

(постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Идет дождь.

(постучать четырьмя пальцами)
Он льет как из ведра!

(стучим сильнее)
Пошел град.

(косточками пальцев выбиваем дробь)
Сверкает молния.

(шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гремит гром!

(барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)
Все быстро убегают домой.

(прячем руки за спину)
А утром снова ярко светит солнце!

(описываем руками большой круг)


Читать далее...

 

Категория: Гимнастика с детьми | Добавил: Вьюнок (21.12.2015)
Просмотров: 394 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: