Организация работы школы экскурсоводов
Реализация поставленных задач происходит в рамках занятий в «Школе экскурсоводов» 1 раз в неделю, во вторую половину дня, продолжительностью 25-30 минут.
Вся работа над подготовкой ребёнка-экскурсовода интегрируется в разные виды деятельности в течении дня с использованием инновационных педагогических технологий: проектирование, проблемное обучение, информационно-коммуникативные, информационно-компьютерные технологии, здоровьесбережение. (приложение №3)
Утро начинается с приветствия под классическую музыкуво время утреннего ритуала на кругу, по технологии М.Монтессори – это игры на сплочение и коммуникативность. Дети усаживаются в круг и берясь за руки поочередно приветствуют друг друга по кругу, сначала слева сидящего, затем справа сидящего, пока приветствие не вернется к воспитателю.Затем артикуляционная и пальчиковая гимнастика, гимнастика для развития мышц мимической мускулатуры, игры наформирование воспроизведения ритма речи, проговаривание с нужной интонацией фраз, стихов и коротких рассказов с использованием диалогов, а также нравственно – этические беседы и игры. Упражнения проводятся, используя методические пособия И.Ф.Мулько «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет» Л.Г. Мухоморина «Конспекты занятий по этическому воспитанию» Е.А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»
В течение дня: во время прогулки, организационного момента перед образовательной деятельностью, с детьми поводятся игры без слов на понимание невербального языка общения (мимика, жесты, поза), (пособие М.И. Чистяковой «Психогимнастика» - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995), с помощью которых дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими.(Н.В. Плотниковой «Игры на развитие уверенности в себе» - Издательство «Речь» 2012) Использование в разговоре невербальных средств общения: мимики, жестов, атакже умение красиво двигаться, пользоваться вежливыми словами, говорить комплименты обеспечивают приятное впечатление и располагают к дальнейшему общению. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.
В вечернее время: кооперативные игры или «игры на сотрудничество», упражнения для развития и коррекции этических представлений детей, игры энергизаторы, игры для тренировки произвольного внимания, собранности.(«Игры энергизаторы» Ерохина М.С., Середа Е.И.)
На занятиях в “Школе экскурсоводов” продолжается работа по ознакомлению детей с миром волшебных слов, с правилами речевого этикета. Искусство красиво говорить, пользоваться разными формами приветствий, прощания, выражения благодарности и просьбы, образными словами и выражениями, пользоваться силой и интонацией голоса, выдерживать паузы, задавать вопросы, кратко и понятно отвечать на них – важное достоинство экскурсовода, все это притягивает слушателей, заставляет ловить каждое слово. (О.Ю.Безгина «Речевой этикет ст.дошкольников» М.А.Беженова «Развитие речи дошкольников», «Веселая грамматика», Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей»). Занятия, являются игровым процессом, в процессе которого дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (педагог – ребенок, родитель – ребенок, педагог - родитель) и детей между собой, их общение в парах, в группах.
- изученный материал отрабатывается на публичных выступлениях детей. В старшем возрасте – это сообщения детей, подготовленные совместно с родителями, логопедом и воспитателями. Ребята выступают не только перед своими сверстниками, но и перед детьми младших групп, дополняя их своими рисунками, а в подготовительной к школе группе - это публичное выступление по описанию экспонатов в мини – музеях, также совместное творчество воспитателей, родителей и логопеда, который является результатом труда по отработанной теме.
Содержание, оформление и назначение мини-музеев обязательно отражают специфику возраста детей данной группы. (Приложение №4) Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Занимаясь в школе экскурсоводов, дети овладевают информационной грамотностью, учатся формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать информацию. Формирование умений пользоваться доступными средствами познания и получения информации необходимо для успешного обучения в школе. Занимаясь в школе экскурсоводов, работа строится, таким образом, что ребенку требуется решать трудные для него задачи, но ему не хватает данных и он должен сам искать новые знания, нужную информацию, пользуясь книгами, энциклопедиями, справочниками и открывать способы их нахождения.
В работе применяется методические приемы проблемной ситуации:
1-й этап - создание противоречия или затруднения в решении того или иного задания; формулирование проблемного вопроса; присвоение детьми проблемы.
2-й этап - актуализация прежних знаний с помощью наводящих вопросов: “Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?”, “Где об этом мы можем узнать?”. Дети вспоминают ранее полученные знания. Помогают им в этом копилки знаний, схемы, памятки, модели.
На 3-м этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в освоении новых способов решения проблем, ранее неизвестных детям: расшифровка, составлении новых текстов на основе схемы, модели алгоритма. Решая проблемную ситуацию, мы с детьми излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос.
4-й этап решения проблемы – проверка гипотезы с помощью наблюдений, рассуждений, разных источников знаний. Это - словари, энциклопедии, видео, фотоматериалы.
На 5-м этапе полученную информацию дети используют в практической деятельности при создании макетов, рисунков, творческих работ из природного и бросового материала, сообщений, публичных выступлений ребенка-экскурсовода, по описанию экспонатов. Авторитет экскурсовода зависит и от его эрудиции, глубокого знания темы – предмета разговора. Поэтому особое внимание следует уделить подбору информации для будущей экскурсии, которая должна быть краткой, понятной, интересной. Для экскурсовода – дошкольника эта информация должна укладываться в несколько фраз. Каждый ребенок раскрывает содержание 1-2 стендов экспозиции. Воспитатель-главный экскурсовод – связующее звено между рассказами детей.
Требования к рассказу экскурсовода:
- Экскурсовод должен правильно назвать экспонаты.
- Знать краткую историю возникновения экспоната.
- Уметь рассказывать о назначении экспоната раньше и сейчас.
- Знать из чего построено, кто строил, кто изобрел.
- Описать красоту экспоната, используя красочные определения и термины названий украшений и частей экспоната.
Особое место в рамках работы “Школы экскурсоводов”, занимает технология проблемного обучения и технология проектирования, основой которых являются лексические темы. (Приложение №5) Внедрение новых педагогических технологий позволяет преобразовать работу над большинством тем в проектную деятельность, которая позволяет объединить детей, родителей и педагогов. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Проект предполагает решение задач познавательного, творческого характера, экспериментальной деятельности и развития коммуникативных навыков общения. Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. (приложение №6)