КЛУБ «СЕМЬ+Я» КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ
22.12.2015, 11:38 |
|
Российская Федерация взяла на себя обязательство по обеспечению права каждого человека на образование, закрепив этот принцип в Конституции Российской Федерации, положениях Конвенции о правах инвалидов, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон). В Законе определяются две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями – дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья должны учитываться и согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – Стандарт). Таким образом, образование детей с ОВЗ и инвалидностью – один из приоритетов в деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. Получение названной категорией обучающихся качественного доступного общего, а затем и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Между тем, согласно ст.55, п.3 Закона об образовании дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Работая в группе компенсирующей направленности (дети с речевыми нарушениями), с каждым новым набором детей сталкиваемся с непониманием большинства родителей о необходимости перевода их ребёнка в логопедическую группу.
С вновь набранными детьми и их родителями были проведены следующие мероприятия:
Все вышеперечисленные мероприятия помогли нам в изучении семейных взаимоотношений в нашей группе. Кроме того мы получили возможность условно разделить родителей на две категории: первая - родители отличаются высоким уровнем понимания детских интересов и увлечений, стремятся к единству педагогических требований в детском саду и в семье, серьезно относясь к воспитанию – таковых оказалось немного. Основная масса родителей относится ко второй категории, основная забота которых – материальное обеспечение семьи. Такие родители не уделяют воспитанию своего ребенка достаточно внимания, к интересам и увлечениям детей во многом безразличны. Нас поразили результаты анкетирования родителей по вопросу «Сколько времени в день родители уделяют своим детям в играх, занятиях и в плане воспитания»: больше часа - 22%, от 30 мин до 1 часа - 19 %, от 20 мин до 30 мин - 29%, от 5 мин до 20 мин - 30%. Мы увидели, что дети испытывают катастрофический недостаток внимания и общения со стороны родителей. Причины данного явления, на наш взгляд, кроются: - в чрезмерной занятости родителей, вследствие которой дети большую часть свободного времени проводят у телевизоров, планшетов, компьютеров; - в нежелании и/или неумении взрослых организовать совместный семейный досуг. Все это приводит к разобщенности семьи, к потере общих интересов и точек соприкосновения. Однако для нас, воспитателей логопедической группы, важна работа в тандеме с родителями, потому что достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии развития партнёрских отношений «педагог – семья». Поэтому работа с родителями для нас выходит на одно из приоритетных мест. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. И в этом им должны помочь мы – педагоги. Опираясь на опыт прошлых выпусков мы понимаем, что для того чтобы создать в семье благоприятные условия для воспитания детей, родителям необходимо овладеть полным объемом определенных психологических знаний, практических умений и навыков педагогической деятельности. Необходимым звеном в системе мер, направленных на повышение педагогических педагогической компетентности родителей, является дифференцированный подход при организации работы с ними. Для его осуществления необходимо соблюдение следующих принципов:
Соблюдение этих принципов позволяет найти контакт и обеспечить индивидуальный подход к каждой семье. Кроме всего прочего, учитывая тот факт, что современных родителей трудно увлечь, заинтересовать, мы всё время находимся в поиске новых, необычных, активных форм взаимодействия. К примеру, первое родительское собрание, мы провели в форме дискуссии, используя такой современный метод общения, как фасилитация, который обеспечивает эффективное взаимодействие между людьми и позволяет преодолевать коммуникативные барьеры. Используя этот метод, мы постарались реализовать принцип партнерства и диалога, чтобы родители самостоятельно, взвесив все «За» и «Против» пришли к выводу, что на самом деле является главным для их ребенка на данном этапе развития. Это способствовало тому, что родители максимально быстро включились в работу по коррекции речи, изменилось отношение родителей к требованиям логопедической группы, расширились их знания о нарушениях речи ребёнка. К работе были привлечены все специалисты дошкольного учреждения, а также родители бывших выпускников нашей группы. Дискуссия помогла родителям понять плюсы посещения их ребенком группы компенсирующей направленности, почему именно своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования. Родителям удалось переформулировать свои вопросы в конкретные пожелания, их внимание устремилось к детскому саду и установлению контакта с воспитателями, появилась возможность стать активным участниками в воспитании и обучении собственного ребенка. В течение первого года работы с вновь набранными детьми мы испробовали самые разные формы и методы работы с родителями. Некоторые из них давали положительные результаты, другие – нет. А самое главное - проблема по-прежнему оставалась нерешённой: дети и родители, пришедшие из разных групп, никак не могли сплотиться, что отрицательно сказывалось на качестве нашей работы. Новизна: Постепенно мы пришли к выводу, что для решения данной проблемы нужны не просто новые активные формы работы с родителями, а целый комплекс мероприятий, направленных на сближение детей, родителей и педагогов группы. Нами был разработан проект «Клуб «Семь+Я» как нетрадиционная форма взаимодействия с семьёй», который был утверждён на методическом совете МДОУ от 21 мая 2015 года №8. Паспорт проекта: Название: «Клуб «Семь+Я» как нетрадиционная форма взаимодействия с семьёй» Вид проекта: социально-значимый Продолжительность: долгосрочный Сроки реализации: 2015-2016 учебный год Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы компенсирующей направленности «Вьюнок», учитель-логопед, родители. Актуальность: Современный родитель, решающий бытовые и производственные проблемы, все меньше уделяет времени на общение с ребенком и как следствие, большую часть времени дети проводят у телевизоров, планшетов, компьютеров. Вырастает поколение детей, у которых потребность общения с родителями отсутствует. Проблема отношений между родителями и детьми является одной из самых актуальных в современной педагогической практике, так как характер детско-родительских отношений во многом определяет успешность социализации личности ребенка. Цель проекта: разработка системы мероприятий, способствующих установлению доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами группы, объединение их в одну команду, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Задачи проекта:
Ожидаемые результаты:
Возможные риски: Пассивное участие родителей в родительском клубе «Семь + я». Проектный продукт:
Этапа реализации проекта: I Этап: Информационно-аналитический Задачи:
1. Определение уровня педагогической компетентности родителей:
3. Разработка перспективного и тематического плана работы с родителями . II этап основной (практический). Задачи:
Мероприятия:
III этап заключительный (контрольно-диагностический). Задачи:
Мероприятия: Формы контроля и методы оценки реализации проекта:
- по протоколам родительских собраний (количество родителей на первых и последующих собраниях); - по посещению родителей мероприятий по перспективному плану клуба; - по повторному (в конце года) проведению анкетирования родителей «Сколько времени в день родители уделяют своим детям в играх, занятиях, и в плане воспитания».
Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом ДОУ. В плане работы клуба нами были учтены запросы родителей (анкеты, беседы). Во время встреч, которые проходят раз в месяц, проводим дискуссии, мини-тренинги, игры на сплочение, беседы, развлечения, мастер-классы учителя-логопеда, на которых методический материал по речевому развитию детей представляется в нетрадиционной форме, а также мастер-классы по бисероплетению и изготовлению поделок в технике «канзаши». Работа в клубе проводится раз в месяц, согласно плана работы по блокам. Первый блок – совместное заседание клуба по темам (см. план работы клуба), Второй блок – родители и дети делятся на две подгруппы, одна из которых переходит в логопедический кабинет, другая – остается в группе для совместной творческой деятельности. Третий блок – обмен впечатлениями и совместное чаепитие. Заседания клуба, проходят в непринуждённой игровой форме способствуют развитию коммуникативных умений, гармонизации детско-родительских отношений, доброты и взаимопонимания в семьях дошкольника; приводят к эмоциональному сближению всех членов семьи, сплочению коллектива родителей воспитанников. Создают атмосферу эмоционально-творческой активности у детей и взрослых, душевного тепла, доброты, отзывчивости, воспитывают чувство гордости за свою семью. Первые два проведённых нами мероприятия уже показали, что детско-родительский клуб «Семь+Я» как нетрадиционная форма взаимодействия с семьей позволяет установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, и в процессе общения сблизить родителей и детей между собой, повысить педагогическую компетентность родителей. Текущие результаты работы клуба радуют не только нас взрослых, но и детей, потому что они получают возможность больше времени проводить со своими родителями. Отчет о результатах деятельности детско-родительского клуба «Семь+Я» будет представлен в мае 2016 года на итоговом педагогическом совете дошкольного учреждения. |