Четверг, 19.12.2024, 03:09
Приветствую Вас, Гость

КЛУБ «СЕМЬ+Я» КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ

 

22.12.2015, 11:38

Российская Федерация взяла на себя обязательство по обеспечению права каждого человека на образование, закрепив этот принцип в Конституции Российской Федерации, положениях Конвенции о правах инвалидов, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон). В Законе определяются две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями – дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).

Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья должны учитываться и согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – Стандарт).

Таким образом, образование детей с ОВЗ и инвалидностью – один из приоритетов в деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации. Получение названной категорией обучающихся качественного доступного общего, а затем и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Между тем, согласно ст.55, п.3 Закона об образовании дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

Работая в группе компенсирующей направленности (дети с речевыми нарушениями), с каждым новым набором детей сталкиваемся с непониманием большинства родителей о необходимости перевода их ребёнка в логопедическую группу.

  • часто не замечают дефекты речи своего ребенка, не понимают, зачем ему нужна логопедическая группа, и почему их ребёнку нельзя остаться в группе со своими друзьям и любимыми воспитателями. Приходится долго убеждать их в необходимости перехода в группу компенсирующей направленности, объяснять всю серьёзность речевого нарушения ребёнка. Камнем преткновения часто становятся более высокие в сравнении с обычной группой требования, предъявляемые педагогами логопедической группы и неготовность родителей и детей их принять. Нередко тревога родителей передаётся детям, что усугубляет сложность налаживания контакта между воспитателем и вновь набранными детьми. С этой проблемой мы в очередной раз столкнулись в 2013 году, когда набрали детей среднего дошкольного возраста из трех разных групп.

С вновь набранными детьми и их родителями были проведены следующие мероприятия:

  • Составление социального анамнеза семьи
  • Анализ типов семей воспитанников
  • Определение стилей семейного воспитания
  • Определение педагогической компетенции родителей
  • Анкетирование родителей по вопросу «Сколько времени родители уделяют своим детям»
  • Индивидуальные беседы с родителями и детьми
  • Изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья»
  • Наблюдение за детьми во время игровой деятельности
  • Наблюдение за взаимоотношениями между родителями и детьми

Все вышеперечисленные мероприятия помогли нам в изучении семейных взаимоотношений в нашей группе. Кроме того мы получили возможность условно разделить родителей на две категории: первая - родители отличаются высоким уровнем понимания детских интересов и увлечений, стремятся к единству педагогических требований в детском саду и в семье, серьезно относясь к воспитанию – таковых оказалось немного. Основная масса родителей относится ко второй категории, основная забота которых – материальное обеспечение семьи. Такие родители не уделяют воспитанию своего ребенка достаточно внимания, к интересам и увлечениям детей во многом безразличны.

Нас поразили результаты анкетирования родителей по вопросу «Сколько времени в день родители уделяют своим детям в играх, занятиях и в плане воспитания»:

больше часа - 22%,

от 30 мин до 1 часа - 19 %,

от 20 мин до 30 мин - 29%,

от 5 мин до 20 мин - 30%.

Мы увидели, что дети испытывают катастрофический недостаток внимания и общения со стороны родителей.

Причины данного явления, на наш взгляд, кроются:

- в чрезмерной занятости родителей, вследствие которой дети большую часть свободного времени проводят у телевизоров, планшетов, компьютеров;

- в нежелании и/или неумении взрослых организовать совместный семейный досуг.

Все это приводит к разобщенности семьи, к потере общих интересов и точек соприкосновения. Однако для нас, воспитателей логопедической группы, важна работа в тандеме с родителями, потому что достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии развития партнёрских отношений «педагог – семья». Поэтому работа с родителями для нас выходит на одно из приоритетных мест.

Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи. И в этом им должны помочь мы – педагоги. Опираясь на опыт прошлых выпусков мы понимаем, что для того чтобы создать в семье благоприятные условия для воспитания детей, родителям необходимо овладеть полным объемом определенных психологических знаний, практических умений и навыков педагогической деятельности.

Необходимым звеном в системе мер, направленных на повышение педагогических педагогической компетентности родителей, является дифференцированный подход при организации работы с ними. Для его осуществления необходимо соблюдение следующих принципов:

  • Взаимное доверие во взаимоотношениях педагога и родителя
  • Соблюдение такта, чуткости, отзывчивости
  • Сочетание индивидуального подхода к каждой семье при организации работы со всеми родителями
  • Учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовки в вопросах воспитания
  • Взаимосвязь разных форм работы с родителями
  • Обеспечение в работе с родителями определенной последовательности
  • Повышение уровня педагогических знаний родителей
  • Помощь педагогов родителям в воспитании детей

Соблюдение этих принципов позволяет найти контакт и обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

Кроме всего прочего, учитывая тот факт, что современных родителей трудно увлечь, заинтересовать, мы всё время находимся в поиске новых, необычных, активных форм взаимодействия.

К примеру, первое родительское собрание, мы провели в форме дискуссии, используя такой современный метод общения, как фасилитация, который обеспечивает эффективное взаимодействие между людьми и позволяет преодолевать коммуникативные барьеры. Используя этот метод, мы постарались реализовать принцип партнерства и диалога, чтобы родители самостоятельно, взвесив все «За» и «Против» пришли к выводу, что на самом деле является главным для их ребенка на данном этапе развития. Это способствовало тому, что родители максимально быстро включились в работу по коррекции речи, изменилось отношение родителей к требованиям логопедической группы, расширились их знания о нарушениях речи ребёнка. К работе были привлечены все специалисты дошкольного учреждения, а также родители бывших выпускников нашей группы.

Дискуссия помогла родителям понять плюсы посещения их ребенком группы компенсирующей направленности, почему именно своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования. Родителям удалось переформулировать свои вопросы в конкретные пожелания, их внимание устремилось к детскому саду и установлению контакта с воспитателями, появилась возможность стать активным участниками в воспитании и обучении собственного ребенка.

В течение первого года работы с вновь набранными детьми мы испробовали самые разные формы и методы работы с родителями. Некоторые из них давали положительные результаты, другие – нет. А самое главное - проблема по-прежнему оставалась нерешённой: дети и родители, пришедшие из разных групп, никак не могли сплотиться, что отрицательно сказывалось на качестве нашей работы.

Новизна:

Постепенно мы пришли к выводу, что для решения данной проблемы нужны не просто новые активные формы работы с родителями, а целый комплекс мероприятий, направленных на сближение детей, родителей и педагогов группы.

Нами был разработан проект «Клуб «Семь+Я» как нетрадиционная форма взаимодействия с семьёй», который был утверждён на методическом совете МДОУ от 21 мая 2015 года №8.

Паспорт проекта:

Название: «Клуб «Семь+Я» как нетрадиционная форма взаимодействия с семьёй»

Вид проекта: социально-значимый

Продолжительность: долгосрочный

Сроки реализации: 2015-2016 учебный год

Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы компенсирующей направленности «Вьюнок», учитель-логопед, родители.

Актуальность:

Современный родитель, решающий бытовые и производственные проблемы, все меньше уделяет времени на общение с ребенком и как следствие, большую часть времени дети проводят у телевизоров, планшетов, компьютеров. Вырастает поколение детей, у которых потребность общения с родителями отсутствует. Проблема отношений между родителями и детьми является одной из самых актуальных в современной педагогической практике, так как характер детско-родительских отношений во многом определяет успешность социализации личности ребенка.

Цель проекта: разработка системы мероприятий, способствующих установлению доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами группы, объединение их в одну команду, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Задачи проекта:

  • Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования
  • Разработать и провести мероприятия для родителей и детей клуба «Семь + я»
  • Внедрить и апробировать новые нетрадиционные форм работы с семьей, как фактора успешной социализации ребенка
  • Помочь родителям устранить неприятие и непонимание потребностей ребенка в общении через совместную игровую, творческую и познавательную деятельность
  • Установить контакт с родителями для более близкого знакомства с особенностями семейного воспитания
  • Установить тесное сотрудничество между всеми участниками образовательных отношений
  • Распространить опыт работы по данной теме в дошкольном образовательном учреждении

Ожидаемые результаты:

  • Создание в группе условий для активного взаимодействия родителей, педагогов и детей
  • Активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей
  • Раскрытие творческих способностей детей и родителей через совместную деятельность
  • Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс

Возможные риски:

Пассивное участие родителей в родительском клубе «Семь + я».

Проектный продукт:

  • Совместный досуг — развлечение, подготовленный и проведённый учителем - логопедом, воспитателями, детьми и родителями.
  • Презентация опыта работы по проекту в ДОУ.

Этапа реализации проекта:

I Этап: Информационно-аналитический

Задачи:

  • Определить уровень родителей в вопросах педагогической компетентности и речевого развития их детей;
  • Изучить мотивы, движущие родителями во взаимодействии с педагогами;
  • Проанализировать полученные данные и разработать перспективный план работы клуба «Семь + Я».
  •  

1. Определение уровня педагогической компетентности родителей:

  • Сколько времени в день родители уделяют своим детям в играх, занятиях, и в плане воспитания»;
  • 2. Подбор и изучение методической литературы и педагогических новинок;

3. Разработка перспективного и тематического плана работы с родителями .

II этап основной (практический).

Задачи:

  • Апробировать систему методических мероприятий разработанных для родителей с целью повышения педагогической компетентности;
  • Организовать родительский клуб «Семь + Я» с целью установления доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединения их в одну команду, создания атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Мероприятия:

  1. Проведение системы методических мероприятий для родителей через организацию клуба «Семь+Я».
  2. Проведение совместных мероприятий (план работы клуба).

III этап заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  • Оценить уровень педагогической компетентности родителей по итогам проделанной работы;
  • Проанализировать динамику вовлечения родителей в педагогический процесс.
  • Распространить опыт работы по данной теме в дошкольном образовательном учреждении.

Мероприятия:

Формы контроля и методы оценки реализации проекта:

  • итоговое анкетирование, опросные листы обратной связи;
  • изучение уровня педагогической компетентности родителей по окончанию реализации педагогического проекта;
  • фотовыставки и выставки продукта совместной деятельности родителей и детей;
  • беседа с родителями. Сравнение итоговых результатов с первичными;
  • отзывы родителей;
  • транслирование опыта. Предоставление материалов и результатов педагогического проекта на педагогическом совет в ДОУ.
    •  
  • Анализ активного участия родителей и эффективности работы клуба «Семь+Я» через опросные листы обратной связи, отзывы и предложения родителей фиксируется:

- по протоколам родительских собраний (количество родителей на первых и последующих собраниях);

- по посещению родителей мероприятий по перспективному плану клуба;

- по повторному (в конце года) проведению анкетирования родителей «Сколько времени в день родители уделяют своим детям в играх, занятиях, и в плане воспитания».

  • Умение родителей самостоятельно выстраивать пути решения возникающих у них трудностей, опираясь на приобретенные практические умения и навыки.
  • Результаты анкетирования, свидетельствующие о повышении уровня педагогической компетентности родителей в вопросах познавательно - речевого развития детей.
  • Положительная динамика познавательно - речевого развития детей, свидетельствующая об эффективности проведенной работы с родителями.

Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом ДОУ. В плане работы клуба нами были учтены запросы родителей (анкеты, беседы). Во время встреч, которые проходят раз в месяц, проводим дискуссии, мини-тренинги, игры на сплочение, беседы, развлечения, мастер-классы учителя-логопеда, на которых методический материал по речевому развитию детей представляется в нетрадиционной форме, а также мастер-классы по бисероплетению и изготовлению поделок в технике «канзаши». Работа в клубе проводится раз в месяц, согласно плана работы по блокам. Первый блок – совместное заседание клуба по темам (см. план работы клуба), Второй блок – родители и дети делятся на две подгруппы, одна из которых переходит в логопедический кабинет, другая – остается в группе для совместной творческой деятельности. Третий блок – обмен впечатлениями и совместное чаепитие.

Заседания клуба, проходят в непринуждённой игровой форме способствуют развитию коммуникативных умений, гармонизации детско-родительских отношений, доброты и взаимопонимания в семьях дошкольника; приводят к эмоциональному сближению всех членов семьи, сплочению коллектива родителей воспитанников.

Создают атмосферу эмоционально-творческой активности у детей и взрослых, душевного тепла, доброты, отзывчивости, воспитывают чувство гордости за свою семью.

Первые два проведённых нами мероприятия уже показали, что детско-родительский клуб «Семь+Я» как нетрадиционная форма взаимодействия с семьей позволяет установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, и в процессе общения сблизить родителей и детей между собой, повысить педагогическую компетентность родителей.

Текущие результаты работы клуба радуют не только нас взрослых, но и детей, потому что они получают возможность больше времени проводить со своими родителями.

Отчет о результатах деятельности детско-родительского клуба «Семь+Я» будет представлен в мае 2016 года на итоговом педагогическом совете дошкольного учреждения.