Четверг, 19.12.2024, 03:28
Приветствую Вас, Гость

Педагогический проект «Эрудит»

(внедрение технологии В. Воскобовича)

Паспорт проекта:

1. Тема проекта «Эрудит»

(Развитие активных форм мышления в единстве с математическими способностями у детей 3-7 лет посредством развивающих игр В. Восклбовича)

2. Разработчики проекта:

Зубарева Ольга Николаевна, МБДОУ ДС №11 «Ромашка», воспитатель.

Евтушенко Лариса Владимировна, МБДОУ ДС №11 «Ромашка», воспитатель.

3. Тип проекта: Практико-ориентированный

4. Участники проекта: Воспитанники дошкольного возраста, педагоги, родители

5. Сроки реализации: Долгосрочный, реализуется в течение учебного года, в полном цикле рассчитан на 4 учебных года.

6. Характер участия: Активная деятельность детей, сотрудничество с воспитателями и родителями

Введение

Необходимыми условиями качественного обновления общества является умножение и интенсивное развитие интеллектуального потенциала молодого поколения, выявление, поддержание и развитие одаренных детей. Развитие активных форм мышления детей дошкольного возраста в единстве с креативностью, может дать импульс на создание мощного ресурса, своего рода «интеллектуальной бомбы» будущих поколений.

Поскольку мы - дошкольники, являемся важным звеном в подготовке детей к обучению в школе, нам необходимо знать, на что ориентировать выпускников, насколько меняется подход к обучению в школе, что ожидает в будущем сегодняшних дошколят. Сегодня каждый педагог и руководитель осознает, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы.

Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного процесса и применяемых развивающих технологиях в ДОУ. «Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно – выверенных игровых методик, дети уже в дошкольном возрасте могут без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу - имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода- школьного детства. »[математика до школы]

Математика по праву занимает очень большое место в системе интеллектуального развития детей. Она оттачивает ум ребенка, развивает мышление, учит логике и … «не логике».

Актуальность.

Необходимость повышения эффективности и качества образовательного процесса. Современные требования подготовки ребенка к школьному обучению математике на основе развивающих подходов. Инновационный подход педагогов к образовательной деятельности, направленной на интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников, формированию у дошкольников элементарных математических представлений, основ системного видения мира. Преемственные связи со школой в постановке единых целей, методов и приемов обучения и воспитания подрастающего поколения.

Демократические преобразования в Российском обществе привели к серьезным изменениям в системе дошкольного и начального школьного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны этих ступеней образования. В частности, был разработан проект Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное школьное звено, в основе которой лежат: конституционное право каждого ребенка как члена общества на охрану жизни и здоровья, получение образования, гуманистического по своему характеру; бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка; адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки детей.

Гуманизация образования предполагает его ориентацию на развитие личности ребенка, направленность на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие каждого ученика, его познавательных способностей и личностных качеств. Таким образом, гуманизация образования, с одной стороны, предполагает максимально возможную индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, а с другой – требует внедрения образовательных технологий, обеспечивающих реализацию основных положений Концепции непрерывного образования на дошкольном и начальном школьном звене на содержательном материале. Необходимость применения таких технологий, которые бы обеспечивали преемственность, является чрезвычайно актуальной для практики обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема непрерывного преемственного математического образования дошкольников и младших школьников, определения целей и оптимальных границ образовательного содержания дошкольных программ и их взаимосвязи со школьными программами, обеспечения качества и полноты методического обеспечения этих программ. Главной проблемой педагогов – воспитателей дошкольных образовательных учреждений является на сегодня необходимость реализации этих программ на уровне образовательных технологий.

Решение задачи повышения эффективности дошкольного образования состоит в том, чтобы за счет преемственности программ дошкольного и начального образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Но, всем известно, что чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности — игра. Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, мы считаем, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие мышления ребенка.

Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.

И вот сравнительно недавно, среди многообразия творческих подходов, игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, самобытная, творческая очень добрая группа игр - Развивающие игры Воскобовича. Все игры объединены по принципу постепенного и постоянного усложнения. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.

Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Дидактические игры В. Воскобовича неразрывны с развитием у детей логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает развивающую игру В. Воскобовича важным средством развития мышления дошкольников. Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе позволит перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.

Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития.

Целью его игр является развитие творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей. Его игры - эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль, творчество, интеллектуальное развитие, мышление. Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.

Сегодня, можно твердо сказать, что технологии В. Воскобовича соответствует принципу «развивающего обучения», а её внедрение позволит выстроить процесс обучения математике на адекватных возрасту дошкольников видах деятельности - игровой, познавательно – исследовательской, и позволит обеспечить преемственность со школой в части содержания, форм и методов реализации.

Проблема: При внедрении игровой технологии В. Воскобовича в ДОУ, как инновации, возник ряд проблем:

1. Противоречие между методами и подходами к формированию элементарных математических представлений в ДОУ и начальной школе и отсутствие четкого разграничения целей дошкольной математической подготовки с целями школьными;

2. Методическая неподготовленность к развивающему обучению математике, которая приводит процесс математического образования ребенка к неосознанному заучиванию и низким показателям успеваемости, необходимость реализации программ на уровне образовательных инновационных технологий;

3. Отсутсвие системы планирования и механизмов мониторинга;

4. Недостаточная дидактическая обеспеченность технологии.

9. Цель: Интенсивное интеллектуальное развитие дошкольников, посредством игрового пространства В. Воскобовича

Задачи:

1. Организация работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей, оказание своевременной квалифицированной помощи педагогам.

изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта и новаторских идей.

2. Обновление содержания раздела программы «Детство» «Первые шаги в математику» игровой технологией В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

3. Разработка системы планирования работы по познавательной деятельности и формированию логико – математических представлений детей 3-7 лет.

4. Организация образовательного игрового пространства, через обновление предметно- развивающей среды игровыми комплексами В. Воскобовича

5. Отработка механизмов мониторинга качества осуществления образовательной деятельности, оценки эффективности проекта.

5. Повышение информированности и заинтересованности родителей, как потребителей образовательных услуг.

10. Гипотеза:

Интеллектуальное развитие будет осуществляться эффективнее, если в практике ДОУ будет реализована игровая технология В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», направленная на помощь ребенку в преодолении проблем математического характера, развитие активных форм мышления.

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1 с изм. от 02.02.2011г.

2. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» от 12.09.2008г. № 666.

3. Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения утверждённые приказом Министерством образования РФ от 22.08.96 г. № 448.

4. Концепция содержания непрерывного образования (утверждённая Федеральным координационным советом по общему образованию МО РФ 17.06.2003 г.) .

5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04.02.2010 года)

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

7. Методические рекомендации Минобрнауки «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 21 октября 2010 года, № 03-248.

Теоретико – методологическая основа проекта:

Фундаментальные работы в области дидактики и психологии (Л. В. Выготский, Л. С. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Л. А. Венгер, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, М. А. Данилов, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый, Н. Н. Поддъяков, М. Н. Скаткин, Ш. А. Амонашвили и др., теория индивидуальных различий (Б. М. Теплов, В. С. Мерлин, теория учебной деятельности (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Г. А. Вергелес, исследования в области образовательной технологии и личностно-ориентированного образования (Л. В. Выготский, В. П. Беспалько, Д. Г. Левитес, В. В. Гузеев, М. Е. Бершадский, Н. Ф. Талызина, И. С. Якиманская, Л. М. Фридман, системный подход и его применение к педагогическим исследованиям, работы математиков и методистов по проблемам математического развития ребенка и организации математического образования в ДОУ и начальной школе (Д. Г. Глейзер, Б. В. Гнеденко, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев, Н. Б. Истомина, А. Н. Колмогоров, А. В. Крутецкий, Ю. М. Колягин, А. М. Леушина, А. Г. Мордкович, А. А. Столяр и др.)

Принципы реализации проекта:

В процессе формированию у детей дошкольного возраста познавательной активности необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Принцип развития отражает четкую ориентацию познавательно- исследовательской деятельности на развитие личности.
  • принцип системности, обеспечивающий взаимосвязь изучаемых математических понятий;
  • Принцип дифференциации и индивидуализации, предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
  • Принцип проблемно-диалогического общения, как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  • Принцип доступности, предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
  • Принцип системности Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  • Принцип последовательностизаключается в постепенном повышении требований в процессе познавательной- исследовательской (логико - математической) деятельности.
  • Принцип преемственности, обеспечивающий целенаправленный процесс математического образования ребенка по возрастам и подготовку к изучению математики в школе.