Главная » Файлы » Андреева С.Г. |
22.12.2015, 11:29 | |
В последнее время в значительной мере возрос интерес к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по - новому рассматривать проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения. Возникает ряд вопросов: как выявить одаренных дошкольников? Какие педагогические условия стимулируют раскрытие одаренности в дошкольном детстве? Как построить работу с одаренными детьми в детском саду? Данные вопросы волнуют педагогов, родителей, психологов, воспитывающих детей дошкольного возраста. Проведя ряд исследований, ученые пришли к выводу, что существует ряд причин, задерживающих проявление и развитие одаренности. К ним относятся некоторые особенности развития ребенка (например, речевые нарушения, повышенная тревожность, конфликтный характер общения); недостаток необходимых знаний, умений и навыков; недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка; трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды. Но мне хотелось бы остановиться на самой главной и серьёзной причине – речевое нарушение. Речь – это один из самых доступных и, в то же время, самых сложных способов самоутверждения. Пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. Умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, которые выражены точными словами и грамматически правильно построенными предложениями – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах, раскрывает в ребенке его одаренность. Поэтому, с целью привлечения детей к совместной с педагогом деятельности, посредством которой, у детей развиваются предпосылки одарённости, была разработана программа «Школа Экскурсоводов», которая позволяет создавать благоприятные условия не только для развития ораторских способностей воспитанников, совершенствования монологической и диалогической речи, пополнения словаря, преодолевание замкнутости, застенчивости, но и способствует привитию музейной культуры. Подготовка ребёнка-экскурсовода интегрируется в разные виды деятельности с использованием инновационных педагогических технологий: проектирование, проблемное обучение, информационно-коммуникативные, информационно-компьютерные технологии, здоровьесбережение. Всю свою работу строим, начиная с утреннего промежутка времени. Утро начинается с приветствия под классическую музыку. Во время ежедневного ритуала на кругу с использованием элементов технологии М.Монтессори организуем игры на сплочение и развитие коммуникативных навыков. Затем проводим различные виды гимнастики: артикуляционная, пальчиковая, гимнастика для развития мышц мимической мускулатуры, игры на формирование воспроизведения ритма речи, проговаривание с нужной интонацией фраз, стихов и коротких рассказов с использованием диалогов, а также нравственно – этические беседы. Для реализации программы используем методические пособия и технологии, направленные на социально-нравственное, этическое воспитание детей, на развитие уверенности в себе. В течение дня, во время прогулок, в организационных моментах перед образовательной деятельностью, поводим с детьми игры без слов на понимание невербального языка общения (мимика, жесты, поза), с помощью которых, дети знакомятся с различными эмоциями, учатся управлять ими. Грамотное использование во время общения невербальных средств, умение красиво двигаться, пользоваться вежливыми словами, помогает нашим воспитанникам чувствовать себя уверенно, располагая к дальнейшему общению. В вечерний отрезок времени проводим индивидуальную работу с детьми, кооперативные игры или «игры на сотрудничество», упражнения для развития и коррекции этических представлений детей, организуем подготовку сообщений по лексическим темам. Уже начиная со среднего возраста, ребёнок вместе с родителями участвует в создании мини – музеев в группе, где и пробует свои первые робкие шаги в роли экскурсовода. Трудность заключается в том, что в силу своих физиологических особенностей детям данного возраста трудно правильно построить предложения, они скованны, застенчивы. Но, тем не менее, некоторые из них уже к середине учебного года готовы к публичным выступлениям. В старшей группе, благодаря систематической работе, дети становятся более раскрепощёнными, словарный запас у них становится разнообразным, яркость выступлению придают богатые мимика и жесты. И уже к подготовительной группе практически все дети могут носить гордое звание - экскурсовода. На конец учебного года с явными признаками одарённости нами было выявлено 6 детей. Ими были проведены экскурсии в музее боевой славы ДОУ, который был создан усилиями сотрудников, детей, родителей нашего детского сада. Дети проникновенно рассказывали о событиях ВОВ и об экспонатах, представленных в нашем музее. Главным результатом реализации программы стало создание условий для развития познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности и использование его в воспитании и формировании одарённой личности подрастающего поколения. | |
Просмотров: 698 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |