Главная » Файлы » Соавторство |
20.12.2015, 05:29 | |
Пояснительная записка Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Какие ценности будут преобладать в обществе? Каким идеалам будут служить наши потомки? Каждый педагог задумывается об этом. Ведь будущее закладывается именно сегодня. Наша задача - заложить в детях предпосылки гармоничной личности, чтобы в будущем им были свойственны такие качества, как духовность, умение творить красоту, стремление делать добро. Бесспорно, что человек, обладающий такими качествами, умеющий вести не только бытовой ситуативный разговор, но и организовывать содержательное общение, будет успешным в учебе, в профессиональной деятельности и в личной жизни. А основой формирования этих качеств является развитие познавательного интереса к различным областям знаний, к окружающему миру, желанию познать и освоить все новое в разных видах деятельности. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения, пользоваться ею – серьёзная наука и немалое искусство. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов – это последовательность связанных друг с другом мыслей, развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно. Умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения, которые выражены точными словами в грамматически правильно построенных предложениях – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах, раскрывает в ребенке его одаренность. Ребенок овладевает речью как средством общения и приобретения знаний, как видом деятельности. По мере взросления у него развивается потребность в общении, которая не является врожденной, формируется в практике взаимодействия ребенка с окружающими. Особые сложности в плане речевого общения имеют дети с ОНР. Это проявляется в несформированности речевого компонента, включая звукопроизносительную сторону речи, лексико-грамматический строй, связную монологическую речь и в неумении применять данные средства на практике. У детей с нарушением речи отмечается склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному, они упрямы, нерешительны, малообщительны, молчаливы, очень чувствительны. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Поэтому проблемы обучения для них в новых условиях значительно возрастают, так как серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими. Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в классе. Чаще всего дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха, поэтому чаще всего попадают в категорию отверженных, «непринятых» и «изолированных» детей. Вследствие всего перечисленного страдает и самооценка ребенка. Самооценка является ядром самосознания, так же как и связанный с самооценкой уровень притязаний. Самооценка и уровень притязаний ребенка оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведения в целом. У детей с нарушениями речи обычно заниженная самооценка. Дети с заниженной самооценкой не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, замыкаются в себе, очень редко обращаются к старшим, стесняются и избегают контактов с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно, старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Таким образом, комплекс нарушений речевого, эмоционально-личностного и когнитивного развития у детей препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции в коллективе сверстников Изучением недоразвития речи современных детей занимаются ученые различных областей науки: языкознания, лингвистики, психологии, коррекционной педагогики. В настоящее время определены всевозможные пути формирования у дошкольников языковых средств и подготовку к адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы. Однако при достаточно полном теоретическом изучении этот вопрос все-таки еще не получил достаточно практического осмысления. (Дмитриевских Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с ОНР. – М.: ТЦ Сфера, 2011.) Педагогическая практика пока недостаточно обеспечена программными и методическими материалами, утвержденными и рекомендованными Министерством образования и науки РФ, которые необходимы для решения организационно-методических вопросов, связанных с подготовкой детей с ОНР к обучению в школе. Актуальность программы. Традиционно система коррекционной помощи дошкольникам осуществляется комплексно и направлена на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения. Работа по формированию лексики заключается в том, чтобы дети с ОНР овладели названиями основных понятий, предметов и явлений окружающей нас действительности, научились пользоваться наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями в повседневной языковой практике. Но мало уделяется внимания эмоционально-экспрессивной лексике, которая является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету, высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний. Дети с ОНР пользуются в основном общеизвестными, наиболее часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями. Когда ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими. Полноценное общение предполагает не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность, готовы к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Для ребенка главное - это личностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания, умение грамотно строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт с собеседником. Безусловно, не из всякого ребенка можно вырастить «говорунка» (термин В.В. Зеленского), но сформировать способности к точному высказыванию своих мыслей, полноценному участию в беседе и многому другому все-таки можно. Детский сад - первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Поэтому в детском саду, необходимо всячески поддерживать изначально заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать умение вести диалог друг с другом, повышать его самооценку. Ведь именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Это особый лексический пласт, который наиболее близок детям, который помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии детей. Изучению особенностей лексики дошкольников с нарушением речи придается большое значение (Н.С.Жукова, 1994; Р.Е.Левина, 1986; Л.Ф.Спирова, 1980; Т.Б.Филичева; Г.В.Чиркина, 1999 и др.). Развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления (Л.С.Выготский, 1934). Для развития эмоциональной лексики необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с детских лет к выступлениям перед аудиторией. Мы думаем, в этом огромную помощь может оказать «Школа экскурсоводов», которая является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, и является одной из нетрадиционных форм работы с детьми. (Приложение №1) Введение нетрадиционной формы работы с детьми в данном направлении подтверждает и Концепция дошкольного воспитания, которая выделяет основные ориентиры обновления содержания воспитательно-образовательной системы в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, коммуникативного развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Для организации работы “Школы экскурсоводов” была разработана программа «Юный экскурсовод». Инновационность программы заключается в объединении коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, с ролевой деятельностью ребёнка (выполняет роль экскурсовода) и подготовкой их к обучению в школу. А так же в интегрированном, инновационном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Для реализации этих целей наша группа работает по теме «Формирование связной речи у детей с ОНР средствами «Школы Экскурсоводов», в рамках которой проводится работа над грамотной, выразительной речью, коррекции ее недостатков, над воспитанием культуры общения, формированием умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации. (Приложение № 2)Программа рассчитана на 2 года для детей старшего дошкольного возраста. Она содержит: исследование социально-личностного развития ребёнка (Приложение № 3), модель работы с детьми, тематику мини-музеев организуемых в группе и публичных выступлений, сотрудничество с семьей, содержание работы по реализации программы, индивидуальную карту социально – личностного развития ребенка 6-7 лет (Приложение № 4). В программе объединены направления и задачи развития речи, развития психических функций ребенка, невербальных средств общения и музейной педагогики. При обосновании содержания программы мы опирались на следующие теоретико-методологические основы: - Учение о роли деятельности в развитии личности ребенка (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); - Социально-психологическую теорию личности ребенка (Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, К.А. Абульханова – Славская и др.); - Концепцию целостного развития ребенка дошкольника, как субъекта детских видов деятельности (М.В. Крулехт); - Психолого-педагогические, психолингвистические исследования по проблеме речи как речевой деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Ю.А. Сорокин, А.М. Шахнарович, Т.А. Ладыженская, Ф.А. Сохин и др.); Программа является адаптированной программой, коррекционно-развивающей направленности и реализуется в МБДОУ комбинированного вида городского округа Стрежевой с учётом образовательной программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, коррекционной программой Т. Б. Филичевой Г.В. Чиркиной «Воспитание и обучение правильному произношению», «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского »сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) Нищевой Н.В. Участники программы: Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, учителя-логопеды. Разработка программы потребовала более тщательного изучения: - вопросов речевого развития детей с ОНР, подготовкой их к обучению в школе; - речи как речевой деятельности, в процессе которой осуществляется закладывание основ личностного развития; - изучения теоретических основ системы речевого развития и определения места в этой системе формированию предпосылок связной речи. Теоретическая новизна программы заключается в единстве образовательного и воспитательного процесса, в выявлении и развитии способностей каждого ребенка, в формировании свободной, физически здоровой, творчески мыслящей, социально активной личности, способной впоследствии на участие в социальном развитии общества, интегративности, в соответствии с которой, целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс, в гуманизации дошкольного воспитания, т.е. ориентации педагога на личность ребёнка. Цель программы: Создание условий, способствующих привитию музейной культуры детям с нарушением речи средствами экскурсионной работы. Задачи:
· Развивать детско-взрослую совместную деятельность на материале музейной практики;
· Закреплять и развивать у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации;
Формы и средства реализации программы:
Для реализации программы используются следующие методы обучения: Словесный - Рассказ педагога, передача необходимой для дальнейшего обучения информации; Наглядный - при котором усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств; Наблюдение, посещение экспозиций, выставок музея, просмотр альбомов, книг, буклетов, фотографий, рассматривание картин и демонстрация видео фильмов; Чтение художественных произведений - для создания у детей ярких и точных представлений о событиях или явлениях. Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей; Экскурсии в музеи города – применяется для наблюдения за работой экскурсовода; Беседы - применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации; Коммуникативный - внутри диалогового общения задается обобщающая структура монолога, расширяется «поле выбора речевых средств», происходит накопление гибкого содержания для будущего монолога; Поисковый - сбор информации по заданной теме, который помогает расширять, обогащать знания детей об окружающем мире, формировать способности детей к восприятию; Практический - упражнения, игры, элементарные опыты, моделирование, творческие работы (рисунков, поделок) и оформление экспозиций музея, домашние задания, рассказы, сообщения, презентации, публичные выступления детей; Проблемной ситуации – при которой ребенок решает трудные для него задачи опираясь на дополнительные источники знаний; Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности; Принципы функционирования программы: Принцип научности – направлен на формирование у воспитанников умений и навыков, способствующих развитию их познавательной активности, усвоению новых терминов и понятий; Связь теории с практикой – те знания, которые дети получают на занятиях, воплощаются в практической деятельности; Принцип обучения и воспитания детей в коллективе – воспитывается и развивается чувство ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи; Принцип доступности – деятельность в коллективе строится на основе реальных возможностей ребенка, учебный материал прост и доступен; Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом; Принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона; Принципы коррекционно - развивающей работы - единство коррекции и развития; единство возрастного и индивидуального в развитии - необходимо использовать для достижения положительного результата образованности воспитанников; Деятельностный принцип - комплексность всех видов деятельности; единство задач (развивающей, воспитательной, коррекционной); Реализация программы рассчитана на использование традиционных и нетрадиционных форм воспитания, нестандартных воспитательных технологий, коррекционно - развивающих методов и приемов. В соответствии с индивидуальными особенностями детей с нарушениями речи, отклонениями в поведении необходимо использовать коррекционно - развивающие приемы: · создание эмоционально - доброжелательного комфорта; · ситуация успеха; · занимательность и новизна; · алгоритм действий; · динамизм, чередование труда и отдыха; · посильные задания; · авансирование успеха; · индивидуальная помощь. Обязательным условием реализации программы является создание атмосферы доброжелательного общения и взаимодействия на занятиях, создание ситуации успешности для каждого ребенка. Детям предлагается совместная со сверстниками и самостоятельная деятельность как игрового, так и творческого характера, соответствующая уровню их возраста и развития. При работе по данной программе педагогу необходимо помнить, что все выполняемое детьми: движения, импровизации, результаты продуктивной деятельности являются успешными, удачными и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и свои силы. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за выполнение особо трудных упражнений и заданий непременно хвалить. Коррекционно - развивающая работа будет осуществляться по направлениям: 1. Коррекция отношений ребенка к самому себе - изменение внутренних установок, системы нравственных ценностей; 2. Коррекция отношений к другим людям - развитие эмпатии, приобретение навыков речевого общения и коммуникативности; 3. Коррекция отношения к жизни - формирование способностей к нравственному выбору и достойному месту в жизни. Организация работы школы экскурсоводов. Реализация поставленных задач происходит в рамках занятий в «Школе экскурсоводов» 1 раз в неделю, во вторую половину дня, продолжительностью 25-30 минут. Вся работа над подготовкой ребёнка-экскурсовода интегрируется в разные виды деятельности в течении дня с использованием инновационных педагогических технологий: проектирование, проблемное обучение, информационно-коммуникативные, информационно-компьютерные технологии, здоровьесбережение. (приложение №5) Утро начинается с приветствия под классическую музыкуво время утреннего ритуала на кругу, по технологии М.Монтессори – это игры на сплочение и коммуникативность. Дети усаживаются в круг и берясь за руки поочередно приветствуют друг друга по кругу. Затем артикуляционная и пальчиковая гимнастика, гимнастика для развития мышц мимической мускулатуры, игры на формирование воспроизведения ритма речи, проговаривание с нужной интонацией фраз, стихов и коротких рассказов с использованием диалогов, а также нравственно – этические беседы и игры. Упражнения проводятся, используя методические пособия И.Ф.Мулько «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет» Л.Г. Мухоморина «Конспекты занятий по этическому воспитанию» Е.А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» В течение дня: во время прогулки, организационного момента перед образовательной деятельностью, с детьми поводятся игры без слов на понимание невербального языка общения (мимика, жесты, поза), (пособие М.И. Чистяковой «Психогимнастика» - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995), с помощью которых дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими.(Н.В. Плотниковой «Игры на развитие уверенности в себе» - Издательство «Речь» 2012) Использование в разговоре невербальных средств общения: мимики, жестов, атакже умение красиво двигаться, пользоваться вежливыми словами, говорить комплименты обеспечивают приятное впечатление и располагают к дальнейшему общению. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В вечернее время: кооперативные игры или «игры на сотрудничество», упражнения для развития и коррекции этических представлений детей, игры энергизаторы, игры для тренировки произвольного внимания, собранности.(«Игры энергизаторы» Ерохина М.С., Середа Е.И.) На занятиях в “Школе экскурсоводов” продолжается работа по ознакомлению детей с миром волшебных слов, с правилами речевого этикета. Искусство красиво говорить, пользоваться разными формами приветствий, прощания, выражения благодарности и просьбы, образными словами и выражениями, пользоваться силой и интонацией голоса, выдерживать паузы, задавать вопросы, кратко и понятно отвечать на них – важное достоинство экскурсовода, все это притягивает слушателей, заставляет ловить каждое слово. (О.Ю.Безгина «Речевой этикет ст.дошкольников» М.А.Беженова «Развитие речи дошкольников», «Веселая грамматика», Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей»). Занятия, являются игровым процессом, в процессе которого дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе игр осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (педагог – ребенок, родитель – ребенок, педагог - родитель) и детей между собой, их общение в парах, в группах. Весь изученный материал отрабатывается на публичных выступлениях детей. В старшем возрасте – это сообщения детей, подготовленные совместно с родителями, логопедом и воспитателями. Ребята выступают не только перед своими сверстниками, но и перед детьми младших групп, дополняя их своими рисунками, а в подготовительной к школе группе - это публичное выступление по описанию экспонатов в мини – музеях, также совместное творчество воспитателей, родителей и логопеда, который является результатом труда по отработанной теме. Содержание, оформление и назначение мини-музеев обязательно отражают специфику возраста детей данной группы. (Приложение №6) Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Занимаясь в школе экскурсоводов, дети овладевают информационной грамотностью, учатся формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать информацию. Формирование умений пользоваться доступными средствами познания и получения информации необходимо для успешного обучения в школе. Занимаясь в школе экскурсоводов, работа строится, таким образом, что ребенку требуется решать трудные для него задачи, но ему не хватает данных и он должен сам искать новые знания, нужную информацию, пользуясь книгами, энциклопедиями, справочниками и открывать способы их нахождения. В работе применяется методические приемы проблемной ситуации: 1-й этап - создание противоречия или затруднения в решении того или иного задания; формулирование проблемного вопроса; присвоение детьми проблемы. 2-й этап - актуализация прежних знаний с помощью наводящих вопросов: “Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?”, “Где об этом мы можем узнать?”. Дети вспоминают ранее полученные знания. Помогают им в этом копилки знаний, схемы, памятки, модели. На 3-м этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в освоении новых способов решения проблем, ранее неизвестных детям: расшифровка, составлении новых текстов на основе схемы, модели алгоритма. Решая проблемную ситуацию, мы с детьми излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос. 4-й этап решения проблемы – проверка гипотезы с помощью наблюдений, рассуждений, разных источников знаний. Это - словари, энциклопедии, видео, фотоматериалы. На 5-м этапе полученную информацию дети используют в практической деятельности при создании макетов, рисунков, творческих работ из природного и бросового материала, сообщений, публичных выступлений ребенка-экскурсовода, по описанию экспонатов. Авторитет экскурсовода зависит и от его эрудиции, глубокого знания темы – предмета разговора. Поэтому особое внимание следует уделить подбору информации для будущей экскурсии, которая должна быть краткой, понятной, интересной. Для экскурсовода – дошкольника эта информация должна укладываться в несколько фраз. Каждый ребенок раскрывает содержание 1-2 стендов экспозиции. Воспитатель-главный экскурсовод – связующее звено между рассказами детей. Требования к рассказу экскурсовода: 1. Экскурсовод должен правильно назвать экспонаты. 2. Знать краткую историю возникновения экспоната. 3. Уметь рассказывать о назначении экспоната раньше и сейчас. 4. Знать из чего построено, кто строил, кто изобрел. 5. Описать красоту экспоната, используя красочные определения и термины названий украшений и частей экспоната. Особое место в рамках работы “Школы экскурсоводов”, занимает технология проблемного обучения и технология проектирования, основой которых являются лексические темы. (Приложение №7) Внедрение новых педагогических технологий позволяет преобразовать работу над большинством тем в проектную деятельность, которая позволяет объединить детей, родителей и педагогов. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Проект предполагает решение задач познавательного, творческого характера, эксперементальной деятельности и развития коммуникативных навыков общения. Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. (приложение №8) Воспитатель и логопед имеют возможность решать посредством музейной педагогики проблемы познания и развития, которая осуществляется с одинаковой степенью заинтересованности «ребёнок-педагог». При работе с детьми необходимо использовать формы и методы, направленные на индивидуальное развитие каждого ребёнка, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и задатков. Педагогам предоставляется возможность использовать публичные выступления как своеобразный инструмент психической и речевой коррекции, обеспечивающий гармоничное развитие личности ребенка. Творческий характер деятельности, поддержание положительного эмоционального настроя в ходе подготовки экскурсоводов, и необходимость совершенного владения речью, ее выразительными средствами выступают как основные условия комплексного и разностороннего развития способностей детей. При подготовке к занятиям необходимо использовать помощь родителей. Никакой педагог сам по себе не способен решить проблемы ребенка и дать ему необходимые умения и навыки в одиночку. Ведь значимые взрослые, будь то мама или папа, а также бабушка или дедушка, помимо занятий в группе, проводят с детьми большое количество времени. Важно и то, что родители знают своего ребенка лучше педагога, хорошо «читают» каждый его жест и каждое движение. Выполняя вместе с ребенком различные задания, поручения, упражнения или же творческие работы, которые дает им педагог, они еще больше сближаются с детьми. Такая работа способствует формированию умений информационной компетентности: - умение ориентироваться в источниках информации (книги, телевидение, видеофильмы и т.д.); - умение делать выводы из полученной информации; - умение задавать вопросы на интересующую тему; - умение получать информацию, используя некоторые источники. Ожидаемые результаты по программе:
| |
Просмотров: 2015 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |