Главная » Статьи » В помощь педагогу » Игры для детей |
Игра «Выбери картинку» Цель: научить ребенка находить картинку, название которой содержит определенный звук. Игровой материал: картинки, известные ребенку. Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинки на определенный звук, например, [п] папа, поле и т. п., а ребенку нужно повторять за ним слова. Потом взрослый должен объяснить, что все названные слова начинаются на звук [п], и перемешать картинки с другими, в названии которых этого звука нет. Задача малыша — вспомнить и выбрать из них те, которые были показаны.
Игра «Где спрятался звук» Цель: научить ребенка определять местоположение звука в слове, обогатить словарный запас, развить психические процессы Игровой материал: не требуется. Ход игры: Перед началом ребенку нужно объяснить, что слово можно делить на 3 части: начало, середину и конец, и звук в том или ином слове может находиться либо в начале, т. е. когда все остальные звуки стоят за ним, в середине, т. е. звуки стоят перед ним и после него, и в конце — все звуки стоят в слове перед заданным звуком. После этого взрослый предлагает ребенку внимательно послушать слова и сказать где находится тот или иной заданный звук, т. е. стоит он в начале, середине или конце. Например, нужно определить местоположение звука [л]: лодка — звук [л] в начале, молоко — звук [л] в середине, стол — звук [л] в конце. Методические указания: Прежде, чем учить ребенка определять место звука в слове, нужно научить малыша выделять нужный звук среди других.
Игра «Доскажи словечко» Цель: Развитие ФС. Задачи: Продолжать знакомить со звуком [ж]. Закреплять навыки правильного употребления в речи слов со звуком [ж]. Ход игры: Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем играть со звуком [ж]. Давайте все вместе произнесем звук [ж]. Дети: [ж]. Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду рассказывать стишки, а вы будете мне помогать, угадывая последнее слово. Обратите внимание, слова, которые вы будете отгадывать должны начинаться со звука [ж]. Все поняли? Отвечаем хором. Воспитатель: Лежебока рыжий кот Отлежал себе... (живот). Дети: Живот Воспитатель: Вяжет мама длинный шарф, Потому что сын... (жираф). Дети: Жираф Воспитатель: Молодцы! Давайте теперь вспомним слова, которые вы отгадывали. Дети: Жираф, живот. Воспитатель: На какой звук начинаются эти слова? Дети: На звук [ж]. Воспитатель: Теперь вспомним, звук [ж] гласный или согласный? Дети: Согласный. Воспитатель: Звук [ж] твердый или мягкий? Дети: Твердый. Воспитатель: Кто скажет, звук [ж] звонкий или глухой? Дети: Звук [ж] – звонкий Воспитатель: Молодцы.
Игра «Доскажи звук» Цель: Развитие фонематического слуха. Задачи: Познакомить детей со звуком [Р,]. Закрепить навыки восприятия и произношения звука [Р,] Ход игры: Вначале воспитатель вместе с детьми произносит звук [Р,] и выясняет согласный он или гласный, твердый или мягкий. Воспитатель произносит слова, без последнего звука, дети должны сами произнести его, а затем повторить эти слова с последним слогом. ФОНА...[Рь] ЯКО...[Рь] ХО...[Рь]
Игра «Доскажи звук» Цель: Развитие фонематического слуха. Задачи: Закрепить навык четкого произношения звука [л] в словах. Учить определять позицию звука в словах. Закрепить навыки деления слова на слоги. Оборудование: Картинки с изображением предметов, в названии которых слышится [л]. Ход игры: Воспитатель: Сейчас я буду произносить слова без последнего звука. Вы должны добавлять к ним последний звук [л] и произносить слова целиком. Словарный материал: ЗА... СТУ... СТО... ПЕНА... ЩЕГО... ВОКЗА... ЗАСНУ... ЗАБЫ... ПЕЛ... Повторение с детьми характеристики звука [л]. Звук [л] – согласный, твердый, звонкий.
Игра «Замени звук» Цель: Развитие фонематического слуха. Задачи: Познакомить детей со звуком [ч]. Учить детей путем замены одного звука образовывать новые слова. Уточнить лексическое значение слов: ткач, кулик, кулич, галка, грамм. Ход игры: Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с Вами поиграем со звуком [ч]. - Давайте вспомним, какой звук [ч] - гласный или согласный? (отвечает один ребенок), звонкий или глухой? (отвечает один ребенок), твердый или мягкий? (отвечает один ребенок). - Ребята, запомните все, что звук [ч] – всегда мягкий. У него нет старшего брата. - Я буду произносить вам слова, в которых необходимо заменить первый или последний звук на звук [ч] . Слушайте внимательно и заменяйте где это необходимо. (Спрашивать детей не хором, а по одному). В Р А Г – В Р А Ч Т К А Н Ь – Т К А Ч Г Р А М М – Г Р А Ч М Е Л – М Е Ч М А С Т Ь – Ч А С Т Ь К Л Ю В – К Л Ю Ч К У Л И К – К У Л И Ч К А Ш А – Ч А Ш А Г А Й К А – Ч А Й К А Х У Д О – Ч У Д О - Дети, скажите, вы знаете значение всех этих слов? Кто скажет, что такое ткач, кулик, кулич, масть (если детям незнакомо значение того или иного слова, то необходимо им его объяснить). Лексическое значение слов: Грамм - мера веса веществ. Кулик - птица. Кулич - сдобное изделие, которое готовят на Пасху.
Игра «Замени первый звук» Цель: Развитие фонематического слуха. Задачи: Закрепить правильную артикуляцию звука [л’]. Следить за четким произношением звука [л ’]. Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня мы будем играть со звуком [л’]. Но прежде чем мы начнем играть, давайте вспомним, что делают наши губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [л’]? Дети: Когда мы произносим звук [л’], наши губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем. Сейчас я буду говорить вам слова, а вы постарайтесь заменить первый звук этого слова на звук [л’]. Ход игры: Воспитатель: Мёд. Дети: Лёд. Воспитатель: Рейка. Дети: Лейка. воспитатель: Пень. Дети: Лень. Воспитатель: Вес. Дети: Лес. Воспитатель: Зев. Дети: Лев. Воспитатель: Пекарь. Дети: Лекарь. Воспитатель: Репка. Дети: Лепка. Воспитатель: Печенье. Дети: Леченье. Воспитатель: Молодцы дети. Давайте вспомним, на какой звук мы заменяли первый звук в этих словах? Дети: Мы заменяли первый звук на звук [л’], и получились новые слова.
Игра «Замени звук» Цель: Развитие фонематического слуха. Задачи: Закреплять навыки правильного произношения звука [щ]. Ход игры: Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем играть со словами. В этих словах мы будем заменять первый звук на звук [щ]. Например: слово «кепка», заменяем звук [к,] на звук [щ] в этом слове, получается слово «щепка». Все поняли задание? Дети: Да. Воспитатель: Кит, а получится? Дети: Щит. Воспитатель: Правильно, молодцы. А что получится из слова «тучка», если заменить в нем звук [т] на звук [щ]? Дети: Щучка. Воспитатель: Тетка. Дети: Щетка. Воспитатель: Река. Дети: Щека. Воспитатель: Молодцы, ребята. А кто теперь скажет мне, с каким мы играли сегодня звуком? Дети: Со звуком [щ].
Игра «Измени слово» Цель: Развитие фонематического слуха, образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением с добавлением звука [ц]. Задачи: Учить детей добавлять звук [ц] в новые слова. Оборудование: Картинный материал (дерево, блюдо, зеркало, болото). Ход занятия: Дети с воспитателем рассматривают картинки. Воспитатель: Ребята, я сейчас буду называть предмет, и показывать их на картинке. - А вы будете называть этот предмет ласково, так что бы в новых словах был звук [ц]. - Например: я буду говорить – «окно», а вы ласково «оконце». Воспитатель: Дерево. Дети: Деревце. Воспитатель: Блюдо. Дети: Блюдце. Воспитатель: Зеркало. Дети: Зеркальце Воспитатель: Болото. Дети: Болотце. Воспитатель хвалит детей и предлагает им повторить все слова. Воспитатель: А теперь назовите одинаковый звук, который встречается во всех ласковых словах. Дети: Звук [ц]. Воспитатель: Молодцы ребята!
Игра «Какое настроение?» Цель: развить зрительное и слуховое внимание, выразительность речи, мимику, подражательность. Игровой материал: не требуется. Ход игры: Каждый ребенок водит по очереди. Он изображает человека с разным настроением: веселого, грустного, счастливого, удивленного, злого и т. д., придумывая для каждого настроения свою мимику и произнося при этом короткие слова с нужной интонацией: «ай-ай-ай», «ой-ой-ой», «ох-ох-ох» и т. д. Остальные дети должны по выражению лица, мимике и интонации угадать, кого хотел изобразить водящий. При этом они должны постараться назвать настроение подходящим словом и объяснить причину того или иного настроения.
Игра «Кто так говорит?» Цель: научить ребенка отличать животных по голосам и подражать им. Игровой материал: мяч. Ход игры: В игре может участвовать 4 — 5 человек. Дети встают полукругом, в центре которого становится воспитатель с мячом в руках. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить, как «разговаривает» названное животное, и изобразить его. 2 вариант: Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Покажи, как гавкает собака (или мяукает кошка)».
Игра «Как услышишь, хлопни» Цель: научить ребенка выделять среди других заданный звук, развить фонематический слух, память, внимание. Игровой материал: не требуется. Ход игры: Взрослый объясняет ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит какой-либо определенный звук. После этого взрослый начинает четко произносить сначала звуки, затем слоги и слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только он услышит заданный звук. Например, взрослый предлагает ребенку выделить звуки в таком порядке: [С], [А], [О], [С], [М], [Н], [С], [О], [А], [С], [У], [С], [Т], [С] и т. д. Слоги: СО, ОН, СА, МА, ЛО, АС, и т. д. Слова: сон, аист, автор, дорога, соль,
Игра «Какой звук первый?» Цель: научить ребенка выделять первый звук в слове (гласный и согласный), развить фонематический слух, память, внимание. Игровой материал: не требуется. Ход игры: Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук. Если слово начинается с гласного звука, то он должен быть под ударением, а если же первый звук согласный, то произносить его нужно с силой, т. е. так, чтобы он отличался от других звуков в слове. Например: нос — звук [н], аист — звук [а], Аня — звук [а], луна — звук [л] и т. д.
Игра «Лото» Цель: научить ребенка соотносить слова с изображением на картинке. Игровой материал: детское лото. Ход игры: Игру лучше проводить с группой детей из 4 – 5 человек. Взрослый раздает детям игровые карты, которые поделены на несколько сегментов с изображением какого-то конкретного предмета в каждом, а сам показывает маленькие карточки, называя данное изображение. Если у ребенка есть этот предмет, то он называет его и забирает карточку у ведущего. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.
Игра «Назови последний звук» Цель: научить ребенка выделить последний звук в слове, развить память, внимание, обогатить словарный запас. Игровой материал: не требуется. Ход игры: Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией последний звук. Если слово оканчивается на гласный звук, то его нужно специально долго протянуть, если конечный звук согласный, взрослый должен произнести его с силой, чтобы он отличался от других звуков в составе слова. Например: сон — звук [н], ложка — звук [а], стол — звук [л], молоко — звук [о] и т. д.
Игра «Не зевай, слова скорее называй» Цель: развить фонематический слух, научить отличать начальный звук слова от других звуков и соотносить его с таким же звуком в других словах, обогатить словарный запас ребенка. Игровой материал: Картинки с предметами, названия которых начинается на согласный или ударный гласный звук.(можно использовать из игры «Пустышка») Ход игры: Лучше играть с ребенком после того, как он научится определять начальный звук в слове. Взрослый показывает картинки с предметами и предлагает назвать звук, с которого начинается то или иное слово. А затем просит его называть еще 2—3 слова, которые начинаются с этого звука.
Игра «Найди звук» Цель: научить ребенка слышать первый и последний звук в словах, развить слуховое внимание, закрепить правильное произношение. Игровой материал: предметные картинки, в названиях которых есть определенный звук. Ход игры: Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый показывает картинки и называет предметы, которые на них изображены. Дети внимательно слушают и говорят, какой звук есть во всех этих словах. Например, взрослый показывает и называет картинки, на которых изображены слова, начинающиеся со звука [К]: кофе, кофта, колокол, коньки, колесо и т. д., а дети должны ответить полным ответом: «Во всех этих словах есть звук [К]». Далее они должны вспомнить названные взрослым слова со звуком [К] и придумать несколько своих примеров с этим звуком.
Игра «Отгадай, на чем играют» Цель: развить фонематический слух, обратить внимание, что разные музыкальные инструменты имеют свои «голоса», научить отличать. Игровой материал: детские музыкальные инструменты. Ход игры: В игру можно играть вдвоем с взрослым или с группой детей. Перед началом игры взрослый демонстрирует детям инструменты, дает их внимательно рассмотреть и прослушать, какие звуки они издают. После этого взрослый ставит между собой и детьми ширму, за которой и производит звуки различными инструментами. Дети внимательно слушают и отгадывают, какой музыкальный инструмент звучит в данный момент.
Игра «Придумай слово» Цель: Развитие фонематического слуха. Задачи: Закрепить навыки различия на слух звуков [л]-[р]. Закрепить навыки правильного употребления в речи звуков [л]-[р]. Ход игры: Воспитатель: Сегодня мы с вами поиграем со звуками [л] и [р] . Давайте все вместе произнесем сначала звук [р], а затем звук [л] . Дети: [р], [л]. Воспитатель: Я буду называть группу слов, а вы будете вставлять звук [р] в слово, он должен быть вторым по порядку. Воспитатель: Пуд. Дети: Пруд. Воспитатель: Кот. Дети: Крот. Воспитатель: Бак. Дети: Брак. Воспитатель: Бык. Дети: Брык. Воспитатель: Кошка. Дети: Крошка. Воспитатель: Тон. Дети: Трон. Воспитатель: В следующих словах вторым по порядку должен быть звук [л]. Воспитатель: Газ. Дети: Глаз. Воспитатель: Бок. Дети: Блок. Воспитатель: Пан. Дети: План. Воспитатель: Сон. Дети: Слон. Воспитатель: Пот. Дети: Плот. Воспитатель: Теперь я буду по очереди называть слово, то из одной группы, то из другой, а вы сообразите, какой звук нужно вставить в слово, чтобы оно звучало правильно. Воспитатель: Сон. Дети: Слон. Воспитатель: Пот. Дети: Плот. Воспитатель: Тон. Дети: Трон. Воспитатель: Газ. Дети: Глаз. Воспитатель: Кот. Дети: Крот. Воспитатель: Молодцы дети. А теперь скажите, с какими звуками мы сегодня играли? Дети: [р], [л]. Воспитатель: Скажите, чем отличаются звук [р] от звука [л]. Дети: При произнесении звука [р], наш язычок дрожит, а при произнесении звука [л] язычок прячется за верхние зубки.
Игра «Повтори» Цель: развить слуховое внимание, фонематический слух, память. Игровой материал: бубен или барабан. Ход игры: В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Ребенок сидит на стульчике с закрытыми глазами, а взрослый в это время задает определенный ритм, отстукивая его по барабану или бубну. После этого взрослый просит повторить ребенка только что услышанный ритм, прохлопав его в ладоши.
Игра «Подбери картинку» Цель: научить ребенка подбирать картинку к заданному слову, которое начинается на определенный звук, развить внимание, память, мышление, обогатить словарный запас. Игровой материал: предметные картинки со словами, начинающимися на заданный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки. Ход игры: Перед началом игры на столе нужно разложить все предметные картинки и дать возможность ребенку их рассмотреть. Затем взрослый объясняет малышу, что ему нужно выбрать те картинки, на которых изображены слова на заданный звук, например, звук [Б]. После этого взрослый начинает четко называть все картинки, а ребенок должен выбрать из них подходящие (бак, собака, ложка, батон, слон и т. д.)
Игра «Помоги закончить слово» Цель: научить ребенка добавлять недостающий звук в слове, закрепить правильное произношение звуков. Игровой материал: предметные картинки. Ход игры: Перед ребенком выложить картинки, а затем произносить слова, не договаривая при этом последний звук. Ребенок должен посмотреть и догадаться, что это за слово, и назвать его полностью. Правила можно усложнить заканчивать слова без картинок, давая при этом ребенку задание добавлять в конце слова какой-то определенный звук и называть слово полностью. Например, закончи слова звуком [н] — бараба(н), или же слогом ка — бан(ка),
Игра «Пароход» Цель: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко. Игровой материал: рисунок парохода. Ход игры: В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить детей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повторяют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться совсем рядом. Дети повторяют.
Игра «Послушай и назови» Цель: научить ребенка отличать друг от друга звуки, которые издают окружающие предметы, развить фонематический слух. Игровой материал: металлические и деревянные ложки, мяч, бумага, книга, стакан с водой, пустой стакан, колокольчик, ключи. Ход игры: В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети вместе с взрослым рассматривают различные предметы, которые разложены на столе. Затем играющие садятся спиной к взрослому, который в это время издает звуки различными предметами, которые дети рассматривали до этого, а играющие должны отгадать, что звучит и ответить полным предложением. Например, они могут сказать так: «Это звенит колокольчик» или «Это льется вода».
Игра «Разложи картинки» Цель: научить ребенка выделать в словах первый звук, обогатить словарный запас, развить память, внимание, мышление. Игровой материал: Предметные картинки со словами, начинающимися на разные звуки, по несколько картинок на каждый из них. Ход игры: Взрослый выкладывает перед ребенком картинки, называет то, что на них изображено, а затем просит его сложить изображения в несколько кучек, объединяя их по первому звуку. Например: [П] — палка, палатка, подушка, попугай и т. д.; [С] — собака, слон, силач, стол, стул и т. д.; [Л] — лампа, лошадь, ложка, ларец и т. д.; [У] — улитка, удочка, утюг, утка и т. д.; [М] — малина, молоко, машина, мак, муха и т. д.; [И] — игла, ива, игрушка, индюк и т. д.; [Р] — роза, ромашка, ракета и т. д.
Игра «Слушай внимательно» Цель: развить фонематический слух, остроту слуха. Игровой материал: не требуется. Ход игры: Игра проводится с группой детей из 4—5 человек, которые садятся по кругу. Взрослый обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет его выполнять. Если ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка.
Игра «Слушай внимательно» Цель: развить у ребенка остроту слуха. Игровой материал: не требуется. Ход игры: В игру можно играть вдвоем. Взрослый и ребенок встают друг от друга на расстоянии 1,5—2 м. Взрослый шепотом произносит слова, известные ребенку, например, дом, кот, мама, стол и т. п. Ребенок должен повторить, что он услышал. Потом можно поменяться ролями. Методические указания: Игру можно провести иначе, с участием 4—5 человек, которые становятся в шеренгу. Водящий находится на определенном расстоянии от них и четким шепотом отдает детям команды, например, присесть, встать на цыпочки, попрыгать и т. п. Задача детей правильно услышать команду и выполнить ее.
Игра «Слушай внимательно и выполняй» Цель: научить ребенка выполнять просьбы и задания. Игровой материал: игрушки и предметы, знакомые ребенку. Ход игры: Играть можно вдвоем или группой. Взрослый садится от ребенка или детей на определенном расстоянии и дает задания, например, принести игрушку, отнести чашку, посадить куклу в коляску и т. п. Если играет группа детей, то задания даются конкретному ребенку, а остальные должны сидеть тихо и не подсказывать.
| |
Просмотров: 14291 | Комментарии: 19 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |