Главная » Статьи » Родителям на заметку » Консультации |
Логическое мышление детей существенно отличается от логического мышления взрослого человека. Современные психологические исследования детского мышления подчеркивают, что в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а далее – к логическому мышлению, которое формируется на протяжении всей жизни. Поэтому в старшем дошкольном возрасте мы можем говорить лишь о формировании основ логического мышления. Практически все психолого-педагогические исследования подчеркивают значение логических операций как «фундамента» логического мышления. При условии правильно организованной учебно-воспитательной работы уже пяти-шестилетний ребенок способен овладеть такими логическими операциями как анализ, синтез, классификация, сериация (заключается в том, чтобы распределить предметы по размеру: от меньшего к большему), обобщение и равнение. Рассмотрим их более подробно. К старшему дошкольному возрасту у детей развивается умение определять причину схожести и различия предметов. Начинают формироваться операции сравнения – особого способа мышления, направленного на выявление схожести и различий между предметами и явлениями и обобщения – умения находить существенные признаки объекта, отделять существенные признаки от несущественных. Операции анализа и синтеза как и классификации и сериации тесно взаимосвязаны. Анализ – это логическая операция разложения предмета на составляющие части, каждая из которых потом исследуется отдельно, для того чтобы выделенные элементы соединить с помощью синтеза в одно целое. Классификация предусматривает умение мысленно разделять предметы на классы по их наиболее существенным признакам. Исходя из вышеизложенного, предлагаем несколько дидактических упражнений для самостоятельного выполнения на формирование логических операций анализа, синтеза, классификации, сериации, обобщения и сравнения. Предлагаемые дидактические упражнения предназначены для детей старшего дошкольного возраста и могут выполняться как во время самостоятельной деятельности, так и во время индивидуальных занятий с ребенком. Упражнения на развитие анализа 1. Какой кусочек подойдёт? Материал: рисунок А и рисунок Б. Задание: внимательно рассмотреть рисунки А и Б. Найти на рисунке А такую же фигуру как на рисунке Б. 2. Найди одинаковые. Материал: таблица с геометрическими фигурами. Задание: рассмотреть предложенные геометрические фигуры, назвать их. Найти два одинаковых треугольника.
Упражнения на развитие синтеза 1. Что за чем? Материал: карточки с рисунками. Задания: рассмотреть внимательно рисунки, пронумеровать порядок выполнения рисунка. 2. Собери картинку. Материал: карточка с несложным рисунком, разделенная на несколько частей. Задания: рассмотреть части рисунка, соединить их так, чтобы получилась целая картинка. Упражнения на классификацию 1. Три обруча. Материал: лист бумаги А4 с тремя кругами, наклейки геометрических фигур. Задание: разместить в каждом круге геометрические фигуры соответствующего цвета. Задание можно усложнить, например, предложить детям разместить фигуры так, чтобы в красном круге не было фигур с углами и т. д. 2. Разложи цифры. Материал: пять наборов цифр от 1 до 5 разного вида. Задание: разложить цифры каждого вида в отдельный ряд таблицы. Упражнения на сериацию 1. Расставь по порядку. Материал: карточки с рисунками. 2. Разложи по росту. Материал: бумажные полоски разного размера и цвета. Задание: разложить полоски по длине, начиная с самой длинной. Упражнения на сравнение 1. Найди место. Материал: схема с рисунками, набор геометрических фигур. Задание: рассмотреть схему, найти среди предложенных геометрических фигур такие же как на схеме, заполнить схему. 2. Найди заплатку. Материал: таблицы с рисунками, наклейки геометрических фигур. Задание: найти заплатку соответствующего цвета и формы. Упражнения на обобщение 1. Что лишнее? Материал: таблица с рисунками. Задание: рассмотреть фигуры, назвать чем они похожи, какая фигура лишняя и почему. 2. Найди знакомые фигуры. Материал: карточки с рисунками. Задание: рассмотреть рисунки, определить, что на них изображено, какие геометрические фигуры для этого потребовались, найти все треугольники на рисунках.
Список литературы 1. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет. 2. Бондарева Л. Ю. Развиваем память, внимание и логическое мышление дошкольников. Пособие для детей 6-8 лет. 3. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» Кн. Для воспитателя дет.сада-2-е изд., дораб.- М.: Просвещение,- 1991г.- с.121. 4. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду», М.,- 1982. 5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999 6. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры [Текст]/Ф.Н. Блехер. – М.:Просвещение,1964. – 325 с.
| |
Просмотров: 1270 | |
Всего комментариев: 0 | |